Доминанта

Так ли страшен аудит, как его рисуют?

13 февр. 2018

В последнее время все большую популярность принимают меры, направленные на предотвращение и борьбу с финансовыми правонарушениями, причем независимо от сферы их проявления – будь то государственный либо частный сектор. О том, что львиная доля частных предприятий используют в своей деятельности серую бухгалтерию – ни для кого не секрет, ведь государство «создает максимально благоприятные» для этого условия.

Свои усилия на борьбу с финансовыми правонарушениями бросала ни одна государственная структура – начиная от фискальных органов, прокуратуры, СБУ и заканчивая субъектами финансового мониторинга – государственными и первичными (в т. ч. – нотариусы, адвокаты, товарные биржи, операторы почтовой связи и т. д.). Одним из инструментов борьбы с данным явлением должна стать реформа аудиторской деятельности. О том, что номинально у нас все соответствует европейским стандартам и задекларировано на наивысшем уровне – на практике, к сожалению, не приводит к положительным результатам. В конце уходящего года ВРУ приняла ЗУ «Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности» (далее – Закон), который вводится в действие с 1 октября 2018 года, который отличается достаточно жесткими требованиями к осуществлению аудиторской деятельности, однако, как показывает практика –чем жестче требования, тем больше они нарушаются.

Закон содержит основные определения, принципы осуществления аудиторской деятельности, имеет кардинально новые и отличные от предыдущего закона положения. Предусмотрено создание Органа общественного контроля за аудиторской деятельностью, который состоит из Совета надзора за аудиторской деятельностью и Инспекции по обеспечению качества. Круг полномочий данных органов достаточно широк, перечень их содержится в ст. 15 Закона, к ним относится не только надзор за осуществлением аудиторской деятельности всеми субъектами с применением различных мер по отношению к ним, но и возможность принятия решения досрочного прекращения полномочий членов Совета Аудиторской палаты Украины, при наличии соответствующих оснований, исчерпывающий перечень которых содержится в самом Законе.

В новом Законе более детально расписана процедура аттестации аудиторов, что, безусловно является его преимуществом, хотя требования, выдвигаемые к лицам, желающим заниматься аудиторской деятельность более жесткие, однако это должно обеспечить их высокий квалификационный уровень. Аудиторская палата ведет реестр аудиторов и субъектов аудиторской деятельности, исключительно после внесения ведомостей в который лицо может предоставлять аудиторские услуги. Реестр предусматривает следующие разделы:

  • аудиторы;
  • субъекты аудиторской деятельности;
  • субъекты аудиторской деятельности, имеющие право проводить обязательный аудит финансовой отчетности;
  • субъекты аудиторской деятельности, имеющие право проводить обязательный аудит финансовой отчетности предприятий, представляющих общественный интерес.

Данные изменения должны в значительной степени упростить выбор субъекта аудиторской деятельности, который имеет полномочия на проведение аудита той либо иной деятельности. Гораздо детальнее расписаны требования к проведению обязательного аудита финансовой деятельности. Обеспечение качества, предоставляемых аудиторских услуг гарантируется контролем со стороны Аудиторской палаты, Инспекции, Комитета по контролю качества и предусмотренной ответственностью для аудиторов и субъектов аудиторской деятельности, регламентированной как в самом Законе, так и в других НПА.

Отдельное внимание уделено наличию хорошей репутации у аудиторской фирмы (ранее этого не было) – в случае применения более трех взысканий либо предупреждений за два года, она таковой считаться не может и по решению Органа общественного надзора за аудиторской деятельностью исключается из реестра, как такая, что утратила хорошую репутацию.

Аудиторы и субъекты аудиторской деятельности выступают субъектами первичного финансового мониторинга и на них распространяются требования Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения», в том числе о предоставлении информации относительно финансовых операций клиента. И в противовес этому мы имеем принцип конфиденциальности и профессиональной тайны. Требования финмониторинга относительно предоставления информации, как четко закреплено в ст. 11 Закона освобождают аудиторов от ответственности, даже когда такие действия прямо противоречат и нарушают интересы клиента.  Отсюда возникает вопрос: каким будет тернистый путь предприятий по выводу своей деятельности на законные основания ее осуществления, и как могут помочь в этом аудиторы? Нормы закона больше предостерегают от аудиторов чем располагают к обращению к ним за помощью.

Много новел, которые в теории должны обеспечить качественное предоставление аудиторских услуг, которые своей целью имеют выявление, а главным образом искоренение финансовых правонарушений в различных сферах деятельности. Однако, следует брать во внимание желание государства и самого частного сектора вести борьбу с данными правонарушениями, ведь всегда удобно иметь под рукой запасной (коррупционный) вариант, к которому так привыкло украинское общество. Только объединив усилия государства и общества, с помощью аудиторов, можно рассчитывать на положительный результат, который тоже не свалится на голову 1 октября, а на достижение которого потребуются годы терпения и кропотливой работы, всех без исключения. Требования, пусть и жесткие, но должны распространяться на всех, без избранных и с иммунитетом, иначе ветер перемен обойдет нас как обычно – стороной.

 

 

 

   Ольга Койчева

   юрист АО"КФ"ДОМИНАНТА"

Теги: аудит, аудиторские услуги, аудиторская фирма, аудиторы

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 4 оценок.




Другие новости


Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).

Второе пришествие и «Каста проклятых»?

11 сентября Верховная Рада 316 голосами приняла пакет поправок к законам по вопросу конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или органов местного самоуправления. Изучение публикаций в СМИ по этому поводу выявило ряд неточностей в толковании журналистами законопроекта, поэтому мы решили подготовить юридический анализ документа. Тем более что с учётом уникальности нового парламента, принимающего все что спускают из Офиса Президента, вероятность изменений в нём во втором чтении минимальна.

Легализация теневых доходов - главное о новом законопроекте

Сама идея «нулевой» декларации не нова и активно обсуждается уже с 2015 года, но именно сейчас благодаря уникальной расстановке сил в парламенте законопроект № 1232 имеет все шансы быть принятым в самые сжаты сроки. Итак, какие теневые доходы смогут легализовать наши граждане и на каких условиях?

Действие закона распространяется только на доходы физических лиц, полученные до 31 декабря 2018 года за исключением:

  • доходов государственных служащих, полученных в период пребывания в должности;
  • доходов от преступной деятельности;
  • доходов, по которым налоговым органом было самостоятельно начислены суммы обязательств и оформлено налоговое уведомление-решение