Доминанта

Так ли страшен аудит, как его рисуют?

13 февр. 2018

В последнее время все большую популярность принимают меры, направленные на предотвращение и борьбу с финансовыми правонарушениями, причем независимо от сферы их проявления – будь то государственный либо частный сектор. О том, что львиная доля частных предприятий используют в своей деятельности серую бухгалтерию – ни для кого не секрет, ведь государство «создает максимально благоприятные» для этого условия.

Свои усилия на борьбу с финансовыми правонарушениями бросала ни одна государственная структура – начиная от фискальных органов, прокуратуры, СБУ и заканчивая субъектами финансового мониторинга – государственными и первичными (в т. ч. – нотариусы, адвокаты, товарные биржи, операторы почтовой связи и т. д.). Одним из инструментов борьбы с данным явлением должна стать реформа аудиторской деятельности. О том, что номинально у нас все соответствует европейским стандартам и задекларировано на наивысшем уровне – на практике, к сожалению, не приводит к положительным результатам. В конце уходящего года ВРУ приняла ЗУ «Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности» (далее – Закон), который вводится в действие с 1 октября 2018 года, который отличается достаточно жесткими требованиями к осуществлению аудиторской деятельности, однако, как показывает практика –чем жестче требования, тем больше они нарушаются.

Закон содержит основные определения, принципы осуществления аудиторской деятельности, имеет кардинально новые и отличные от предыдущего закона положения. Предусмотрено создание Органа общественного контроля за аудиторской деятельностью, который состоит из Совета надзора за аудиторской деятельностью и Инспекции по обеспечению качества. Круг полномочий данных органов достаточно широк, перечень их содержится в ст. 15 Закона, к ним относится не только надзор за осуществлением аудиторской деятельности всеми субъектами с применением различных мер по отношению к ним, но и возможность принятия решения досрочного прекращения полномочий членов Совета Аудиторской палаты Украины, при наличии соответствующих оснований, исчерпывающий перечень которых содержится в самом Законе.

В новом Законе более детально расписана процедура аттестации аудиторов, что, безусловно является его преимуществом, хотя требования, выдвигаемые к лицам, желающим заниматься аудиторской деятельность более жесткие, однако это должно обеспечить их высокий квалификационный уровень. Аудиторская палата ведет реестр аудиторов и субъектов аудиторской деятельности, исключительно после внесения ведомостей в который лицо может предоставлять аудиторские услуги. Реестр предусматривает следующие разделы:

  • аудиторы;
  • субъекты аудиторской деятельности;
  • субъекты аудиторской деятельности, имеющие право проводить обязательный аудит финансовой отчетности;
  • субъекты аудиторской деятельности, имеющие право проводить обязательный аудит финансовой отчетности предприятий, представляющих общественный интерес.

Данные изменения должны в значительной степени упростить выбор субъекта аудиторской деятельности, который имеет полномочия на проведение аудита той либо иной деятельности. Гораздо детальнее расписаны требования к проведению обязательного аудита финансовой деятельности. Обеспечение качества, предоставляемых аудиторских услуг гарантируется контролем со стороны Аудиторской палаты, Инспекции, Комитета по контролю качества и предусмотренной ответственностью для аудиторов и субъектов аудиторской деятельности, регламентированной как в самом Законе, так и в других НПА.

Отдельное внимание уделено наличию хорошей репутации у аудиторской фирмы (ранее этого не было) – в случае применения более трех взысканий либо предупреждений за два года, она таковой считаться не может и по решению Органа общественного надзора за аудиторской деятельностью исключается из реестра, как такая, что утратила хорошую репутацию.

Аудиторы и субъекты аудиторской деятельности выступают субъектами первичного финансового мониторинга и на них распространяются требования Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения», в том числе о предоставлении информации относительно финансовых операций клиента. И в противовес этому мы имеем принцип конфиденциальности и профессиональной тайны. Требования финмониторинга относительно предоставления информации, как четко закреплено в ст. 11 Закона освобождают аудиторов от ответственности, даже когда такие действия прямо противоречат и нарушают интересы клиента.  Отсюда возникает вопрос: каким будет тернистый путь предприятий по выводу своей деятельности на законные основания ее осуществления, и как могут помочь в этом аудиторы? Нормы закона больше предостерегают от аудиторов чем располагают к обращению к ним за помощью.

Много новел, которые в теории должны обеспечить качественное предоставление аудиторских услуг, которые своей целью имеют выявление, а главным образом искоренение финансовых правонарушений в различных сферах деятельности. Однако, следует брать во внимание желание государства и самого частного сектора вести борьбу с данными правонарушениями, ведь всегда удобно иметь под рукой запасной (коррупционный) вариант, к которому так привыкло украинское общество. Только объединив усилия государства и общества, с помощью аудиторов, можно рассчитывать на положительный результат, который тоже не свалится на голову 1 октября, а на достижение которого потребуются годы терпения и кропотливой работы, всех без исключения. Требования, пусть и жесткие, но должны распространяться на всех, без избранных и с иммунитетом, иначе ветер перемен обойдет нас как обычно – стороной.

 

 

 

   Ольга Койчева

   юрист АО"КФ"ДОМИНАНТА"

Теги: аудит, аудиторские услуги, аудиторская фирма, аудиторы

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 4 оценок.




Другие новости


Як залучити грошові кошти в ТОВ

Не секрет, що при створенні ТОВ учасники, як правило, несвідомо підходять до питання визначення розміру статутного капіталу майбутньої компанії. Як наслідок, в процесі реалізації подальшої господарської діяльності у товариства виникає необхідність розрахуватись за поставлений дорогий товар, надані послуги, а наявних у підприємства коштів не вистачає. Як правило учасники виходять з даної ситуації або шляхом надання учасниками ТОВ поворотної безвідсоткової фінансової допомоги або шляхом збільшення статутного капіталу товариства.

Розподіл майна подружжя без суду

Необхідність поділу спільного майна подружжя, як правило, виникає у зв'язку з розірванням шлюбу. Однак дружина та чоловік мають право на поділ такого майна незалежно від розірвання шлюбу.

Як свідчить практика, подружжя піднімає питання про поділ спільного сумісного майна тоді, коли шлюбні відносини між ними фактично припинені але юридично шлюб залишається зареєстрований.

НОВЕ ЖИТТЯ ТОВАРИСТВ: АНАЛІТИКА ПРАВОЗАСТОСУВАННЯ ГОЛОВНОГО КОРПОРАТИВНОГО ЗАКОНУ МИНУЛОГО РОКУ

Вже майже півтора роки пройшло з моменту набрання чинності Законом України «Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю». І хоча красивої круглої дати сьогодні немає, все ж пропонуємо підвести деякі підсумки реалізації викладених в цьому принциповому для корпоративної сфери правового регулювання нормативному акті. Бо, як показує досвід роботи за минулий рік, далеко не всі товариства з обмеженою відповідальністю і товариства з додатковою відповідальністю навчилися правильно жити за новим законодавством.