Доминанта

Травля или по-новому — буллинг. Новый закон и практика его применения

21 марта 2019

Люди старшего поколения помнят тот культурный шок, который в 80-ые годы прошлого века вызвал фильм Ролана Быкова «Чучело». Показанный там сюжет о травле школьницы её же одноклассниками, увы, не утрачивает с годами своей актуальности. Более того, проблема травли в подростковой среде всё чаще проявляется в новостных лентах сообщениями о неоднократных случаях таковой, получившей с недавнего времени даже своё особое наименование — буллинг.

В итоге, законодательная власть была вынуждена отреагировать на имеющийся вызов, в связи с чем и был принят Закон Украины от 18.12.2018 года № 2657-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно противодействия буллингу (травле)» (далее — Закон), вступивший в силу 19 января 2019 года.

Указанным Законом был внесён ряд дополнений в уже действующие нормативные акты. Прежде всего, часть первая статьи 1 Закона Украины «Об образовании» была дополнена пунктом 3-1, дающим непосредственное толкование новому термину.

Итак, согласно указанной новелле буллингом (травлей) являются деяния (действия или бездействие) участников образовательного процесса, которые заключаются в психологическом, физическом, экономическом, сексуальном насилии, в том числе с применением средств электронных коммуникаций, совершаемые в отношении малолетнего или несовершеннолетнего лица и (или) таким лицом относительно других участников образовательного процесса, в результате чего мог быть или был причинен вред психическому или физическому здоровью потерпевшего.

При этом типичными признаками буллинга (травли) являются:

систематичность (повторяемость) действия;

наличие сторон — обидчик (буллер), потерпевший (жертва буллинга), наблюдатели (при наличии);

действия или бездействие обидчика, следствием которых является причинение психического и/или физического вреда, унижение, страх, тревога, подчинение потерпевшего интересам обидчика, и/или причинение социальной изоляции потерпевшего.

Что же касается введения ответственности за буллинг, то важнейшим нововведением здесь явилось включение в Кодекс Украины об административных нарушениях новой правовой нормы, а именно — статьи 173-4. Буллинг (травля) участника образовательного процесса.

Следует обратить внимание на то, что, как субъектами данного правонарушения, так и потерпевшими от него могут быть не только дети или подростки, но и любые другие участники образовательного процесса (в т. ч. — преподаватели, воспитатели и пр.).

Санкциями же по настоящей статье являются штрафы от пятидесяти до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан либо отбытие общественных работ на срок от 20-ти до 60-ти часов (в зависимости от наличия признаков группового буллинга или его повторности в течение года). При этом, в случае совершения буллинга малолетними или несовершеннолетними указанные санкции применяются к их родителям или заменяющим их лицам.

Отдельным субъектом данного правонарушения может явится и руководитель учебного заведения. Статьёй предусмотрена ответственность последнего за несообщение органам полиции о случаях буллинга (травли) участника образовательного процесса в виде наложения штрафа от пятидесяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительных работ на срок до одного месяца с отчислением до двадцати процентов заработка.

За те два месяца, что уже действует вышеуказанная статья, сложилась и некоторая судебная практика в части её применения. Так, согласно Единому государственному реестру судебных решений различными районными судами Украины уже было рассмотрено чуть более двадцати подобных дел о данном административном правонарушении. Причём, первое постановление по делу № 359/933/19 было вынесено 05.02.2019.

Из указанного числа дел по одиннадцати из них были вынесены постановления о привлечении лиц к административной ответственности (во всех случаях фигурировали родители малолетних нарушителей) в виде наложения штрафов (как правило, судьи ограничивались минимальной суммой в 850 грн., хотя в одном случае сумма наказания достигла и допустимой 1700 грн.).

В четырёх случаях материалы об административных правонарушениях были возвращены судами в соответствующие органы полиции для доработки и необходимого дооформления в силу несоответствия предоставленных протоколов и других документов требованиям действующего законодательства (так, в некоторых протоколах отсутствовали даты совершения правонарушений либо были допущены зачеркивания или исправление внесённых в них сведений), а также неполноты предоставленных доказательств.

По пяти материалам суды закрыли производства за отсутствием в действиях соответствующих лиц состава административного правонарушения. Причём, если по двум делам производства были закрыты в силу отсутствия надлежащих и допустимых доказательств, дающих основания судам беспрекословно установить совершение буллинга, то вот по делам № 496/529/19, № 496/611/19 и № 149/632/19 решения не состоялись в связи с неудовлетворительной подготовкой материалов органами полиции. Во всех этих эпизодах протоколы об административных правонарушениях были составлены не по необходимой в данном случае вышеупомянутой статье 173-4 КУоАП, а по ч. 3 ст. 184 КУоАП, предусматривающей ответственность за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей. А поскольку суды были не вправе по собственной инициативе переквалифицировать действия правонарушителей, то и вынуждены были закрыть производства в силу того, что в действиях соответствующих лиц отсутствовал состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 184 КУоАП.

По делу № 676/1126/19 суд в силу малозначительности произошедшего ограничился только устным предупреждением, закрыв производство по делу.

Ну, и особняком в этом ряду стоит дело № 679/287/19, по которому постановлением Нетешинского городского суда Хмельницкой области от 28.02.2019 было впервые вынесено решение о привлечении к ответственности в виде штрафа матери старшеклассника, который длительный период совершал в отношении своего учителя психологическое насилие, заключавшееся в высказывании в её адрес нецензурной брани, угроз, унижении её при других учащихся в классе и т. д.

Таким образом, можно подытожить — новая норма вполне себе работает, причём работает в обе стороны. И преградой здесь может выступить лишь неправильное оформление соответствующих материалов об административном правонарушении, на что всегда следует обращать внимание, если вас действительно интересует результат в суде.

Андрей Малявкин

юрист в АО «КФ«ДОМИНАНТА»

Теги:

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 3 оценок.




Другие новости


«ФІКТИВНИЙ ДАР». УХИЛЕННЯ БОРЖНИКА ВІД ФІНАНСОВОЇ ВІДПОВІДАЛЬНОСТІ.

На сьогодні в Україні одним із найпоширеніших механізмів ухилення боржників від фінансової відповідальності є навмисне відчуження майна на користь третіх осіб.

Не раз, після численних та довгострокових судових тяганин, кредитор залишається ні з чим, маючи «на руках» ухвалене судове рішення, що набрало законної сили про стягнення з боржника коштів.

Все тому, що існує певний спірний «законний» механізм, яким не нехтують недобросовісні дебітори.

Какие изменения планируются в сфере лицензирования?

Законодательная деятельность Верховной Рады Украины нового созыва набирает неслыханные обороты. В эпоху таких новшеств главная задача – не упустить важные законодательные изменения, непосредственно связанные с регулированием хозяйственной деятельности. 13 сентября 2019 года депутаты приняли за основу со сокращенным сроком подготовки законопроект № 1060 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности». Учитывая, что он определен Президентом как неотложный, данный законопроект с очень высокой вероятностью будет принят уже в ближайшее время.

Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).