Доминанта

«Уголовная ответственность» юридических лиц

24 марта 2017

В последнее время все большую актуальность приобретает вопрос об уголовной ответственности юридических лиц. В Уголовном кодексе Украины приводиться перечень юридических лиц, к которым применяется меры уголовно-правового характера. К таким лицам относятся предприятия, учреждения или организации, кроме государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, организаций, созданных ими в установленном порядке, которые полностью содержатся за счет соответствующих государственных или местных бюджетов, фондов общеобязательного государственного социального страхования, Фонда гарантирования вкладов физических лиц, а также международных организаций.

Следует обратить внимание, что законодатель не вводит в отношении юридических лиц возможности "привлечения к уголовной ответственности", зато к юридическим лицам применяют "меры уголовно-правового характера" за деяния, совершенные другим лицом (физическим).

Т.е. в соответствии с нормами действующего законодательства привлечения юридического лица к уголовной ответственности остается вне правового поля, однако законодатель предусмотрел возможность применить к юридическому лицу меры уголовно-правового характера.

Итак, статья 96-3 УК Украины предусматривает, что основаниями для применения к юридическому лицу мер уголовно-правового характера является совершение ее уполномоченным лицом (под уполномоченным лицом юридического лица следует понимать должностных лиц юридического лица, а также других лиц, которые в соответствии с действующим законодательством, учредительными документами или договором имеют право действовать от имени юридического лица) в интересах и от имени юридического лица следующих преступлений:

- легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем (ст. 209 УК Украины);

- использование средств, полученных от незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров, ядовитых или сильнодействующих веществ или ядовитых или сильнодействующих лекарственных средств (ст. 306 УК Украины);

- подкуп должностного лица юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы (ст. 368-3 УК Украины;

- подкуп лица, которое предоставляет публичные услуги (ст. 368-4 УК Украины);

- предложение или предоставление неправомерной выгоды должностному лицу (ст. 369 УК Украины);

- злоупотребление влиянием (ст. 369-2 УК Украины);

- террористический акт и связанные с ним преступления (ст. 258 - 258-5 УК Украины).

Из УК Украины следует, что к юридическому лицу применяются меры уголовно-правового характера, если будет установлено вину физического лица (уполномоченного или действующего от имени или (и) в интересах юридического лица).

За совершение уполномоченным лицом юридического лица преступлений, описанных выше, Уголовный кодекс Украины предусматривает, что к юридическим лицам судом могут быть применены меры уголовно-правового характера такие, как:

- штраф;

- конфискация имущества;

- ликвидация.

Учитывая тот факт, что такой институт, как "меры уголовно-правового характера в отношении юридического лица" появился относительно недавно, пока отсутствует надлежащая и развернутая судебная практика, которая смогла ответить на практические вопросы, которые могут возникать в связи с применением этого института.

Таким образом, именно правовое явление "привлечение юридического лица к уголовной ответственности" остается в теории, однако на практике заложены первые ростки повышения уровня ответственности и правового сознания участников и акционеров корпоративных прав юридических лиц. Однако хаотичное применение норм действующего законодательства, его значительные коллизии и пробелы могут привести к искаженному восприятию попытки законодателя повысить уровень ответственности юридических лиц.

 

 

   Виктория Криворучко 

   адвокат АО "АФ "ДОМИНАНТА"

Теги: уголовная отвественность, юридическое лицо

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 1 оценок.




Другие новости


Актуальні зміни щодо адміністрування акцизного податку

29 грудня 2019 року вступив у силу Закон України від 18 грудня 2019 року № 391- IX «Про внесення змін до Податкового кодексу України та деяких інших законодавчих актів України щодо покращення адміністрування акцизного податку» (надалі також – Закон).

Проект ЗУ «Про працю»: чергова спроба оновлення законодавства

Буквально в останні дні минулого року Кабінет міністрів України встиг подати до Верховної ради проект ЗУ «Про працю» (надалі – Проект). Він має замінити прийнятий ще у 1971 році КЗпП, а також ЗУ «Про оплату праці», ЗУ «Про відпустки» та низку інших нормативно правових актів, в томі числі і тих, що були прийняті ще в СРСР та УРСР з питань трудових відносин. Наприклад, закон про житлово-комунальні послуги пропонують доповнити положенням, відповідно до якого право на отримання пільг та субсидій буде скасовуватись у разі встановлення судом факту виконання особою роботи (надання послуг) без укладення трудового договору.

В Новий рік з новими законами

Пропонуємо до вашої уваги традиційну щорічну публікацію про законодавчі новели нового року. Які законодавчі зміни приніс нам 2020 рік та чого чекати українцям в новому році розглянемо детально в даній статті.   

  1. Соціальні показники

Із 1 січня законом про Держбюджет на 2020 рік установлено розміри прожиткового мінімуму для працездатних осіб: із 1 січня – 2 102 грн, із 1 липня – 2 197 грн, із 1 грудня – 2 270 грн. Місячний розмір мінімальної заробітної плати становить 4 723 грн, погодинний – 28,31 грн. Податкова соціальна пільга в місяць – звичайна - 1051,0 грн.