Доминанта

«Уголовная ответственность» юридических лиц

24 марта 2017

В последнее время все большую актуальность приобретает вопрос об уголовной ответственности юридических лиц. В Уголовном кодексе Украины приводиться перечень юридических лиц, к которым применяется меры уголовно-правового характера. К таким лицам относятся предприятия, учреждения или организации, кроме государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, организаций, созданных ими в установленном порядке, которые полностью содержатся за счет соответствующих государственных или местных бюджетов, фондов общеобязательного государственного социального страхования, Фонда гарантирования вкладов физических лиц, а также международных организаций.

Следует обратить внимание, что законодатель не вводит в отношении юридических лиц возможности "привлечения к уголовной ответственности", зато к юридическим лицам применяют "меры уголовно-правового характера" за деяния, совершенные другим лицом (физическим).

Т.е. в соответствии с нормами действующего законодательства привлечения юридического лица к уголовной ответственности остается вне правового поля, однако законодатель предусмотрел возможность применить к юридическому лицу меры уголовно-правового характера.

Итак, статья 96-3 УК Украины предусматривает, что основаниями для применения к юридическому лицу мер уголовно-правового характера является совершение ее уполномоченным лицом (под уполномоченным лицом юридического лица следует понимать должностных лиц юридического лица, а также других лиц, которые в соответствии с действующим законодательством, учредительными документами или договором имеют право действовать от имени юридического лица) в интересах и от имени юридического лица следующих преступлений:

- легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем (ст. 209 УК Украины);

- использование средств, полученных от незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров, ядовитых или сильнодействующих веществ или ядовитых или сильнодействующих лекарственных средств (ст. 306 УК Украины);

- подкуп должностного лица юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы (ст. 368-3 УК Украины;

- подкуп лица, которое предоставляет публичные услуги (ст. 368-4 УК Украины);

- предложение или предоставление неправомерной выгоды должностному лицу (ст. 369 УК Украины);

- злоупотребление влиянием (ст. 369-2 УК Украины);

- террористический акт и связанные с ним преступления (ст. 258 - 258-5 УК Украины).

Из УК Украины следует, что к юридическому лицу применяются меры уголовно-правового характера, если будет установлено вину физического лица (уполномоченного или действующего от имени или (и) в интересах юридического лица).

За совершение уполномоченным лицом юридического лица преступлений, описанных выше, Уголовный кодекс Украины предусматривает, что к юридическим лицам судом могут быть применены меры уголовно-правового характера такие, как:

- штраф;

- конфискация имущества;

- ликвидация.

Учитывая тот факт, что такой институт, как "меры уголовно-правового характера в отношении юридического лица" появился относительно недавно, пока отсутствует надлежащая и развернутая судебная практика, которая смогла ответить на практические вопросы, которые могут возникать в связи с применением этого института.

Таким образом, именно правовое явление "привлечение юридического лица к уголовной ответственности" остается в теории, однако на практике заложены первые ростки повышения уровня ответственности и правового сознания участников и акционеров корпоративных прав юридических лиц. Однако хаотичное применение норм действующего законодательства, его значительные коллизии и пробелы могут привести к искаженному восприятию попытки законодателя повысить уровень ответственности юридических лиц.

 

 

   Виктория Криворучко 

   адвокат АО "АФ "ДОМИНАНТА"

Теги: уголовная отвественность, юридическое лицо

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Закон про мову: зміни в підприємницькій діяльності

Менш як за два місяці набере чинності Закон України «Про забезпечення функціонування української мови як державної» прийнятий 25.04.2019 року Верховною Радою України.

Нове у блокуванні податкових накладних

Вже більше року ми не звертались до теми блокування податкових накладних оскільки особливих змін в цій сфері не було. Однак, за минулий час бізнес не тільки став підлаштовуватись під вимоги системи моніторингу, але й активно боротись з ДФС за свої права і напрацював досить позитивну практику в питаннях розблокування податкових накладних.

Несвоєчасне надання публічної інформації розпорядником: як діяти

Кожен громадянин має право звертатися до розпорядника публічної інформації не залежно від того, яким чином ця інформація пов’язана із запитуючим.