Доминанта

Уголовная ответственность за клевету: миф или реальность?

26 нояб. 2018

В Верховную Раду Украины поступил проект Закона Украины «О внесении изменений в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы Украины относительно установления ответственности за клевету».

Стоит отметить, что до сих пор ответственность за клевету существует только в гражданском праве. То есть человек, который притерпел унижение чести, достоинства и деловой репутации должен защищать свои права путем подачи иска в суд. Однако, как показывает время и практика, такой способ защиты личных неимущественных прав не всегда является действенным и не несет превентивной функции.

В соответствии со статьей 3 Конституции Украины человек, его честь и достоинство, неприкосновенность в Украине признаются наивысшей социальной ценностью. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства. Однако государство никаким образом не производит защиту униженных и потерявших в результате клеветы свое честное имя граждан.

Не всегда журналисты помнят о наивысших социальных ценностях, а потому довольно часто публикуют и распространяют информацию, которая не соответствует действительности. К такой же позорной практике прибегают и некоторые физические лица, распространяя ложную информацию через Интернет.

В последнее время в Украине, к сожалению, свободу слова в стране все чаще путают со вседозволенностью распространяя при этом откровенно непроверенные, а то и вовсе ложные факты. В связи с чем способы борьбы, предусмотренные действующим законодательством, не дают действенных результатов и приводят к безнаказанности блогеров и журналистов.

Во многих развитых демократических странах мира практику подачи исков в суд к средствам массовой информации не воспринимают как попытку давления, угрозы или ограничения свободы слова, а считают ее превентивным механизмом защиты.

Например, в Соединенных Штатах Америки наказание за клевету может доходить до 250 тыс. долларов штрафа или до 10 лет лишения свободы. Во Франции - кроме штрафа (до 45 тыс. евро) и тюремного срока (до пяти лет) за клевету можно потерять право заниматься определенными видами профессиональной деятельности. Публичное оскорбление или клевета в Италии наказываются двумя годами лишения свободы или штрафом от 1000 до 2000 евро.

Отсутствие действенных методов защиты чести, достоинства и деловой репутации в нашей стране приводят к безосновательным, без указания каких-либо доказательств публичным обвинениям лица. Такие действия безусловно несут значительную общественную опасность, ведь в результате безнаказанности за откровенную клевету у общества закрепляется стойкое ощущение того, что можно что угодно в любое время сказать о человеке и никакой ответственности за это нести не надо.

Указанным законопроектом предусмотрено привлечение к уголовной ответственности за совершение такого общественно опасного деяния как «клевета», которое будет заключаться в умышленном распространении заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его деловую репутацию. В зависимости от способа совершения преступления будет предусмотрено наказание в виде штрафа от двухсот до тысячи пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительных работ на срок до двух лет, или ограничения свободы на срок до пяти лет, или лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

   Виктория Криворучко 

   адвокат АО "КФ "ДОМИНАНТА"

Теги:

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Зміни у сфері державної реєстрації нерухомості та корпоративних прав

Боротьба з рейдерством – один із основних меседжів нової влади. Так, початком практичних змін в даному напрямі має стати законопроект №1056-1 «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо захисту права власності», за який у другому читанні ВР проголосувала 03.10.2019 року. На дату публікації даної статті закон готується на підпис.

«Краще — ворог доброго» або трошки про «1210».

Ми продовжуємо розглядати законопроекти нової влади і на черзі один з найбільш одіозних документів – законопроект № 1210 під гарною назвою «Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо вдосконалення адміністрування податків, усунення технічних та логічних неузгодженостей у податковому законодавстві».

Щоправда, той поспіх, з яким Верховна Рада приймає закони, навряд чи дозволить усунути неузгодженості, а, скоріше за все, може їх тільки додати.

Про зміни, яких зазнає сфера фінансових послуг з набранням чинності новим законом

20 вересня 2019 року прийнято Закон України «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо захисту прав споживачів фінансових послуг» (Проект №1085-1), далі за текстом – Закон.

Нагадаємо, що в 2015 році майже аналогічний законопроект (Проект №2456-д) вже подавався на  розгляд Верховної Ради, був підготовлений до другого читання в 2017 році але так і залишився неприйнятим.

Ні для кого не буде новиною, що громадяни України мають досить невисокий рівень фінансової грамотності.