Доминанта

Уменьшится ли ответственность за неоплату коммунальных платежей?

27 дек. 2016

23.12.2016 р. Верховной Радой Украины был получен законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно освобождения от уплаты трех процентов годовых и индекса инфляции для потребителей жилищно-коммунальных услуг, которые просрочили исполнение денежного обязательства».

Его авторы утверждают, что сегодня в Украине остро стоит проблема бедности. Социальные и экономические трудности привели к нахождению большинства граждан за ее чертой. Основной причиной такой ситуации является высокий уровень инфляции и платы за жилищно-коммунальные услуги. При этом не все граждане, которые нуждаются в социальной защите государства, имеют возможность своевременно осуществлять плату за жилищно-коммунальные услуги, размер которой значительно превышает их доходы.

Вместе с тем, пункт 10 части 3 статьи 10 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» предусматривает, что потребитель обязан в случае несвоевременного осуществления платежей за жилищно-коммунальные услуги платить пеню в установленных законом или договором размерах.

В то же время, частью 2 статьи 625 Гражданского кодекса Украины предусмотрено, что должник, который просрочил выполнение денежного обязательства, по требованию кредитора обязан уплатить сумму долга с учетом установленного индекса инфляции за все время просрочки, а также трех процентов годовых от просроченной суммы, если иной размер процентов не установлен договором или законом.

При этом по данному вопросу сложилась неутешительная судебная практика. Так, Верховный Суд Украины в правовой позиции, изложенной в Решении ВСУ от 16 декабря 2015 №6-2023цс15 отметил: «Закрепленная в пункте 10 части третьей статьи 20 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» правовая норма об ответственности должника за несвоевременное осуществление платежей за жилищно-коммунальные услуги в виде пени не исключает применения правовых норм, установленных в частью второй статьи 625 Гражданского кодекса Украины (далее - ГК Украины).

При отсутствии оформленных договорных отношений, но в случае просрочки исполнения денежного обязательства по оплате полученных жилищно-коммунальных услуг на должника возлагается ответственность, предусмотренная частью второй статьи 625 ГК Украины.

Кроме того, применение положений части второй статьи 625 ГК Украины к спорным правоотношениям также согласуется с закрепленными в пункте 3 части первой статьи 96 Гражданского процессуального кодекса Украины нормами, согласно которым одним из требований, по которым может быть выдан судебный приказ, является требование о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг с учетом индекса инфляции и трех процентов годовых, начисленных на сумму задолженности.

Учитывая то, что в процессе принятия специального закона - Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» изменения в ГК Украины Верховной Радой Украины не рассматривались и не принимались в отношении спорных правоотношений нормы специального закона не могут конкурировать с нормами основного акта гражданского законодательства».

Таким образом, лица, которые не в состоянии оплатить сверхвысокую плату за жилищно-коммунальные услуги должны за просрочку платежей по коммунальным услугам платить не только пеню предусмотренную Законом Украины «О жилищно-коммунальных услугах», но и три процента годовых и индекс инфляции, предусмотренные Гражданским кодексом Украины, за все время просрочки.

Разработчики законопроекта считают, что необходимо исправить эту ситуацию и внести изменения в Гражданский кодекс Украины и Гражданского процессуального кодекса Украины с тем, чтобы улучшить положение граждан, которые находятся на грани бедности в связи со сверхвысокими тарифами и низкими доходами.

Принятие законопроекта позволит снизить социальное напряжение в обществе, вызванное резким повышением стоимости тарифов на жилищно-коммунальные услуги, усилить гарантии социальной защиты граждан, способствовать обеспечению социальной справедливости и реализации гарантированного Конституцией Украины права на достаточный уровень жизни населения.

 

Виктория Криворучко 

адвокат АО "АФ "ДОМИНАНТА"

Теги: коммунальные услуги, неоплата

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Що прогарантувала нам держава новим законом на період карантину?

30.03.2020 року прийнято Закон України «Про внесення змін до деяких законодавчих актів, спрямованих на забезпечення додаткових соціальних та економічних гарантій у зв’язку з поширенням  коронавірусної хвороби (COVID-2019)».

Закон відсьогодні вже вступив в силу, тож розглянемо детально про які додаткові соціальні та економічні гарантії в ньому йдеться.

Чим загрожує недотримання умов карантину?

Борітеся – поборете. Мабуть немає такого українця, який би не знав автора славнозвісної поеми «Кавказ», слова якої цитують не лише учні на уроках української літератури, але тепер вже і Міністерство охорони здоров’я в своїх постах в фейсбуці.

В світлі останніх подій, пов’язаних з розповсюдженням вірусу COVID-19, не менш актуальною є тема відповідальності, до якої можуть притягнути як населення так і бізнес України у випадку недотримання умов карантину, яку ми і плануємо детально розглянути в даній статті.

Чи варто продовжувати сплачувати борги, якщо до повного розрахунку і життя не вистачить?

Якщо ви опинилися у безнадійній ситуації, коли арешт майна та заборони у праві виїзду за кордон будуть діяти чи не все ваше життя – банкрутство є єдиним варіантом вирішення ситуації. Після проведення процедури банкрутства усі борги вважатимуться погашеними чи списаними, навіть якщо у вас не було майна, або ж від його продажу вистачило оплатити незначну частину боргу.