Доминанта

Усиление контроля публичных закупок

12 марта 2018

Полномочиями на осуществление контроля за публичными закупками в форме мониторинга наделена Государственная аудиторская служба. В силу своей компетенции, некоторые контрольные полномочия в сфере публичных закупок имеют Счетная палата и Антимонопольный комитет, но их природа существенным образом отличается от мониторинга.

Согласно ЗУ «О публичных закупках» (далее – Закон) мониторинг закупки – анализ соблюдения заказчиком законодательства в сфере публичных закупок на всех стадиях закупки с целью предотвращения нарушений законодательства в сфере публичных закупок. В предыдущей редакции закона под мониторингом закупки подразумевался анализ соблюдения заказчиком законодательства в сфере публичных закупок на всех стадиях процедуры закупки путем систематического наблюдения и анализа информации с помощью электронной системы закупок. То есть ранее предусматривались более пассивные действия, в результате которых давались рекомендации, не являющиеся обязательными к исполнению. Расширение полномочий ГАСУ, на наш взгляд, нацелено на усиление контроля за соблюдением законности процедуры проведения закупок и повышение эффективности расходования средств государственного бюджета. Что касается деятельности государственных органов, то часто можно столкнуться с ситуацией, когда рекомендации ими предоставляемые не всегда на практике исполняются и, в первую очередь, это связано с отсутствием санкций за их невыполнение.

Новый Закон обязывает заказчиков публичных закупок реагировать на рекомендации ГАСУ и предусматривает ответственность за их невыполнение (неустранение).

Закон дополнен ст. 71, которая подробным образом регламентирует порядок осуществления мониторинга публичных закупок. Со вступлением закона в силу, мониторинг осуществляется на всех стадиях – от проведения самой процедуры закупки до выполнения, заключенного по ней договора, ранее возможность проведения мониторинга была лишь после подписания договора – когда непосредственно начиналось расходования заказчиком средств государственного бюджета.

Система оснащена высоким уровнем автономности, что на практике будет способствовать выявлению подозрительных операций, которые в дальнейшем станут объектом мониторинга. Интеграция в ProZorro системы риск-индикаторов, которые автоматически будут искать подозрительные тендеры, выделять их и сразу отправлять на проверку ГАСУ. Кроме сигналов от системы риск-индикаторов, поводом для проверки закупки станут обращения общественных активистов или журналистов. Аудиторы ГАСУ смогут проверить любую закупку и по собственной инициативе. Закон в будущем предусматривает внедрение автоматического риск-менеджмента в закупках, что в значительной степени должно повысить эффективность контрольных мероприятий.

Решение о проведении мониторинга закупки принимается руководителем ГАСУ либо его заместителем, в случае наличия одного либо нескольких оснований, исчерпывающий перечень которых содержится в ч.2 ст. 71 Закона.

Решение о начале мониторинга закупки публикуется в электронной системе в течении двух дней с момента его принятия, с обязательным указанием присвоенного ей уникального номера объявления. Срок проведения мониторинга не может превышать 15 дней с момента публикации решения об его осуществлении. ГАСУ имеет право направлять заказчику запросы, публикуемые в электронной системе, на предоставление разъяснений относительно предмета закупки, обоснованности некоторых его действий/ бездействий – ответ на которые предоставляется в течении трех дней путем опубликования в электронной системе. Такая процедура имеет целью сделать прозрачным не только процесс проведения закупки, но и контроль со стороны государственных органов за ее законностью. Для участников торгов это будет дополнительной гарантией и возможностью для проведения общественного контроля в указанной сфере.

По результатам мониторинга составляется вывод, который публикуется в электронной системе закупок. В нем в обязательном порядке указываются выявленные нарушения, либо фиксируется факт их отсутствия. У заказчика есть возможность в течении трех дней обратиться за разъяснением и пять дней для документального подтверждения устранения нарушений, либо обоснованности не6возможности их устранения – все действия отражаются с электронной системе закупок. В случае несогласия с результатами мониторинга, изложенными в выводе, заказчик может в течении 10 дней обратиться в суд для обжалования. Законодатель стимулирует заказчика устранять выявленные нарушения путем освобождения от привлечения его уполномоченных и должностных лиц к административной ответственности. Неустранение замечаний, указанных в выводе, либо выявление несоответствия условий договора содержанию тендерного предложения и другие основания, предусмотренные ч. 12 ст. 71 Закона, являются основанием для проведения проверки по требованиям ЗУ «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине». Выявление нарушений во время проверки законности проведения закупки, либо выполнения договора – не является основанием для их приостановления.  В данном аспекте целесообразно задуматься – это положительный или негативный момент, ведь если закупка проходит, выходя за рамки законодательства, то в будущем мы столкнемся с уже совершенным преступлением/ правонарушением и говорить в таком случае об эффективном, экономном и рациональном расходовании средств бюджета говорить не приходится. Любое финансовое правонарушения гораздо проще предотвратить и пресечь чем в дальнейшем констатировать факт его совершения.

В Законе достаточно детально приписана процедура обжалования вывода и алгоритм действий заказчика на период до принятия решения по результатам обжалования. Детальная регламентация – это всегда плюс, как для заказчика, исполнителя так и для контролирующего органа. Автоматизация на ряду с минимизацией человеческого субъективизма должны привести к повышению уровня прозрачности закупок и их соответствию требованиям законодательства. Однако, как отразятся изменения на практике, и насколько они окажутся положительными – покажет исключительно время.

 

 

 

   Ольга Койчева

   юрист АО "КФ"ДОМИНАНТА"

Теги: публичные закупки

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Як залучити грошові кошти в ТОВ

Не секрет, що при створенні ТОВ учасники, як правило, несвідомо підходять до питання визначення розміру статутного капіталу майбутньої компанії. Як наслідок, в процесі реалізації подальшої господарської діяльності у товариства виникає необхідність розрахуватись за поставлений дорогий товар, надані послуги, а наявних у підприємства коштів не вистачає. Як правило учасники виходять з даної ситуації або шляхом надання учасниками ТОВ поворотної безвідсоткової фінансової допомоги або шляхом збільшення статутного капіталу товариства.

Розподіл майна подружжя без суду

Необхідність поділу спільного майна подружжя, як правило, виникає у зв'язку з розірванням шлюбу. Однак дружина та чоловік мають право на поділ такого майна незалежно від розірвання шлюбу.

Як свідчить практика, подружжя піднімає питання про поділ спільного сумісного майна тоді, коли шлюбні відносини між ними фактично припинені але юридично шлюб залишається зареєстрований.

НОВЕ ЖИТТЯ ТОВАРИСТВ: АНАЛІТИКА ПРАВОЗАСТОСУВАННЯ ГОЛОВНОГО КОРПОРАТИВНОГО ЗАКОНУ МИНУЛОГО РОКУ

Вже майже півтора роки пройшло з моменту набрання чинності Законом України «Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю». І хоча красивої круглої дати сьогодні немає, все ж пропонуємо підвести деякі підсумки реалізації викладених в цьому принциповому для корпоративної сфери правового регулювання нормативному акті. Бо, як показує досвід роботи за минулий рік, далеко не всі товариства з обмеженою відповідальністю і товариства з додатковою відповідальністю навчилися правильно жити за новим законодавством.