Доминанта

Усовершенствование системы правовой охраны интеллектуальной собственности

1 сент. 2016

Активное развитие сферы IT (Information Technology) демонстрирует, что государственная система правовой охраны и управления отраслью интеллектуальной собственности в Украине (далее – система управления и охраны) не способна надлежащим образом осуществлять свои функции и должна быть адаптирована к современным реалиям. В Украине отсутствует прогресс в усовершенствовании нормативной правовой базы, готовой удовлетворить требования развивающихся сфер науки и технологии, что в свою очередь приводит к частым проявлениям случаев «патентного троллинга», неконтролируемого интернет-пиратства и правовой незащищенности IT-бизнеса.

Как же сейчас выглядит сложная система управления и охраны интеллектуальной собственности? На сегодня она имеет три уровня и состоит из:

  • Минэкономразвития, которое обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере интеллектуальной собственности;
  • Государственной службы интеллектуальной собственности Украины (ГСИСУ) на которую возложена функция реализации государственной политики в сфере интеллектуальной собственности и рассмотрения жалоб на решения подконтрольных ей Государственных предприятий;
  • Государственных предприятий, на которые непосредственно возложены функции по охране объектов интеллектуальной собственности. Среди них Государственное предприятие «Интелзащита», осуществляющее мероприятия по легализации компьютерных программ и правомерного их использования; Государственная организация «Украинское агентство по авторским и смежным правам» осуществляющая регистрацию авторского права и договоров; а также, называемое в народе «Укрпатент», Государственное предприятие «Украинский институт интеллектуальной собственности» непосредственно осуществляющее экспертизу и регистрацию заявок на объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, знаки для товаров и услуг, топографии интегральных микросхем, указания происхождения товаров и т.п. ).

Из-за своей сложной структуры система управления и охраны  отраслью интеллектуальной собственности в Украине слишком инертна и неадаптивна к быстро развивающейся сфере интеллектуальной собственности. С целью устранения существующих проблем и модернизации нынешней системы госуправления, законодателем было принято Концепцию реформирования государственной системы правовой охраны интеллектуальной собственности в Украине (далее – Концепция), а во исполнение положений вышеуказанной Концепции, –  Постановление об оптимизации деятельности центральных органов исполнительной власти государственной системы правовой охраны интеллектуальной собственности (далее – Постановление).

Указанные нормативно-правовые акты призваны создать прозрачную, как указывает законодатель, двухуровневую структуру государственной системы правовой охраны интеллектуальной собственности путем:

- ликвидации ГСИСУ;

- создания Национального органа интеллектуальной собственности на базе «Укрпатента», относящегося непосредственно к сфере управления Минэкономразвития;

- ликвидации Государственно предприятия «Интелзащита»;

- трансформации Государственной организации «Украинское агентство по авторским и смежным правам» в негосударственную организацию коллективного управления.       

Как видим, система охраны и управления отраслью интеллектуальной собственности в Украине существенно упрощается, исключая из своего состава абсолютное бессмысленное звено в виде Государственной службы интеллектуальной собственности Украины. После реформирования напрямую будут взаимодействовать орган, определяющий вектор политики в сфере интеллектуальной собственности (Минэкономразвития), с органами реализующими такую политику и выполняющими непосредственно функции по охране объектов интеллектуальной собственности (Национальный орган интеллектуальной собственности и негосударственная организация коллективного управления авторскими и смежными правами).

Предусматривается что, новая система будет сформирована до марта 2017 года. В дальнейшем последуют изменения в части правовой охраны объектов интеллектуальной собственности с учетом опыта государств Европейского Союза, защиты прав интеллектуальной собственности, в том числе по защите авторского права и смежных прав в интернете, а также ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности. Украина имеет прекрасные шансы стать одной из ведущих стран по охране и защите сферы интеллектуальной деятельности создав надежные правовые гарантии ведения IT – бизнеса и интенсивного развития «старт-ап» идей.

Козак Игорь

юрист АО "АФ "ДОМИНАНТА"

Теги: IT, интеллектуальная собственность

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Какие изменения планируются в сфере лицензирования?

Законодательная деятельность Верховной Рады Украины нового созыва набирает неслыханные обороты. В эпоху таких новшеств главная задача – не упустить важные законодательные изменения, непосредственно связанные с регулированием хозяйственной деятельности. 13 сентября 2019 года депутаты приняли за основу со сокращенным сроком подготовки законопроект № 1060 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности». Учитывая, что он определен Президентом как неотложный, данный законопроект с очень высокой вероятностью будет принят уже в ближайшее время.

Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).

Второе пришествие и «Каста проклятых»?

11 сентября Верховная Рада 316 голосами приняла пакет поправок к законам по вопросу конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или органов местного самоуправления. Изучение публикаций в СМИ по этому поводу выявило ряд неточностей в толковании журналистами законопроекта, поэтому мы решили подготовить юридический анализ документа. Тем более что с учётом уникальности нового парламента, принимающего все что спускают из Офиса Президента, вероятность изменений в нём во втором чтении минимальна.