Доминанта

Усовершенствование системы правовой охраны интеллектуальной собственности

1 сент. 2016

Активное развитие сферы IT (Information Technology) демонстрирует, что государственная система правовой охраны и управления отраслью интеллектуальной собственности в Украине (далее – система управления и охраны) не способна надлежащим образом осуществлять свои функции и должна быть адаптирована к современным реалиям. В Украине отсутствует прогресс в усовершенствовании нормативной правовой базы, готовой удовлетворить требования развивающихся сфер науки и технологии, что в свою очередь приводит к частым проявлениям случаев «патентного троллинга», неконтролируемого интернет-пиратства и правовой незащищенности IT-бизнеса.

Как же сейчас выглядит сложная система управления и охраны интеллектуальной собственности? На сегодня она имеет три уровня и состоит из:

  • Минэкономразвития, которое обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сфере интеллектуальной собственности;
  • Государственной службы интеллектуальной собственности Украины (ГСИСУ) на которую возложена функция реализации государственной политики в сфере интеллектуальной собственности и рассмотрения жалоб на решения подконтрольных ей Государственных предприятий;
  • Государственных предприятий, на которые непосредственно возложены функции по охране объектов интеллектуальной собственности. Среди них Государственное предприятие «Интелзащита», осуществляющее мероприятия по легализации компьютерных программ и правомерного их использования; Государственная организация «Украинское агентство по авторским и смежным правам» осуществляющая регистрацию авторского права и договоров; а также, называемое в народе «Укрпатент», Государственное предприятие «Украинский институт интеллектуальной собственности» непосредственно осуществляющее экспертизу и регистрацию заявок на объекты промышленной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, знаки для товаров и услуг, топографии интегральных микросхем, указания происхождения товаров и т.п. ).

Из-за своей сложной структуры система управления и охраны  отраслью интеллектуальной собственности в Украине слишком инертна и неадаптивна к быстро развивающейся сфере интеллектуальной собственности. С целью устранения существующих проблем и модернизации нынешней системы госуправления, законодателем было принято Концепцию реформирования государственной системы правовой охраны интеллектуальной собственности в Украине (далее – Концепция), а во исполнение положений вышеуказанной Концепции, –  Постановление об оптимизации деятельности центральных органов исполнительной власти государственной системы правовой охраны интеллектуальной собственности (далее – Постановление).

Указанные нормативно-правовые акты призваны создать прозрачную, как указывает законодатель, двухуровневую структуру государственной системы правовой охраны интеллектуальной собственности путем:

- ликвидации ГСИСУ;

- создания Национального органа интеллектуальной собственности на базе «Укрпатента», относящегося непосредственно к сфере управления Минэкономразвития;

- ликвидации Государственно предприятия «Интелзащита»;

- трансформации Государственной организации «Украинское агентство по авторским и смежным правам» в негосударственную организацию коллективного управления.       

Как видим, система охраны и управления отраслью интеллектуальной собственности в Украине существенно упрощается, исключая из своего состава абсолютное бессмысленное звено в виде Государственной службы интеллектуальной собственности Украины. После реформирования напрямую будут взаимодействовать орган, определяющий вектор политики в сфере интеллектуальной собственности (Минэкономразвития), с органами реализующими такую политику и выполняющими непосредственно функции по охране объектов интеллектуальной собственности (Национальный орган интеллектуальной собственности и негосударственная организация коллективного управления авторскими и смежными правами).

Предусматривается что, новая система будет сформирована до марта 2017 года. В дальнейшем последуют изменения в части правовой охраны объектов интеллектуальной собственности с учетом опыта государств Европейского Союза, защиты прав интеллектуальной собственности, в том числе по защите авторского права и смежных прав в интернете, а также ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности. Украина имеет прекрасные шансы стать одной из ведущих стран по охране и защите сферы интеллектуальной деятельности создав надежные правовые гарантии ведения IT – бизнеса и интенсивного развития «старт-ап» идей.

Козак Игорь

юрист АО "АФ "ДОМИНАНТА"

Теги: IT, интеллектуальная собственность

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Розподіл майна подружжя без суду

Необхідність поділу спільного майна подружжя, як правило, виникає у зв'язку з розірванням шлюбу. Однак дружина та чоловік мають право на поділ такого майна незалежно від розірвання шлюбу.

Як свідчить практика, подружжя піднімає питання про поділ спільного сумісного майна тоді, коли шлюбні відносини між ними фактично припинені але юридично шлюб залишається зареєстрований.

НОВЕ ЖИТТЯ ТОВАРИСТВ: АНАЛІТИКА ПРАВОЗАСТОСУВАННЯ ГОЛОВНОГО КОРПОРАТИВНОГО ЗАКОНУ МИНУЛОГО РОКУ

Вже майже півтора роки пройшло з моменту набрання чинності Законом України «Про товариства з обмеженою та додатковою відповідальністю». І хоча красивої круглої дати сьогодні немає, все ж пропонуємо підвести деякі підсумки реалізації викладених в цьому принциповому для корпоративної сфери правового регулювання нормативному акті. Бо, як показує досвід роботи за минулий рік, далеко не всі товариства з обмеженою відповідальністю і товариства з додатковою відповідальністю навчилися правильно жити за новим законодавством.

Довірча власність – як спосіб забезпечення виконання зобов’язання

20 вересня набрав чинності Закон «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо стимулювання інвестиційної діяльності в Україні» № 132-IX, яким введено новий в українському законодавстві спосіб забезпечення виконання зобов’язання «довірча власність».

По суті, законодавець вирішив удосконалити процедуру забезпечення виконання зобов’язання, та захистити права сторін боргових зобов’язань. Але чи дійсно такий варіант буде ефективний на практиці, поки не відомо, так як існує величезна кількість нюансів, які будуть вирішені лише після того як інститут довірчої власності запрацює на практиці.