Доминанта

Увольняя по сокращению штата, работодатель обязан предложить работнику все вакантные должности на предприятии

3 окт. 2018

В связи с возросшим в последнее время давлением государственных органов на малый и средний бизнес, также частыми реорганизациями в самих госорганах, увольнение по сокращению численности или штата работников является довольно распространенным основанием увольнения.

Пункт 1 части первой ст. 40 Кодекса законов о труде Украины дает право работодателю по собственной инициативе расторгнуть с работником трудовой договор заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия в случае:

- ликвидации;

- реорганизации;

- банкротства;

- перепрофилирования предприятия, учреждения, организации;

- сокращения численности работников;

- сокращение штата работников.

При этом увольнение по данным основаниям, допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу (часть вторая статьи 40 КЗоТ Украины).

При увольнении по сокращению штата сотрудников работодатель должен персонально уведомить увольняемого сотрудника не позже, чем за 2 месяца до увольнения. Такое уведомление о сокращении должно выдаться сотруднику в письменном виде, где он ставит свою роспись о получении.

В процессе увольнения при сокращении штата работодатель обязан одновременно с уведомлением предложить работнику другую работу на этом же предприятии. При отсутствии работы по соответствующей профессии или специальности, а также в случае отказа работника от перевода на другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации работник, по своему усмотрению, обращается за помощью в государственную службу занятости или трудоустраивается самостоятельно.

Работник подлежит восстановлению на работе в случае незаконного увольнения, то есть, если он был уволен без законного на то основания или с нарушением установленного законом порядка увольнения.

При этом обращаем внимание, что работодатель обязан предложить такому работнику не только должность, что соответствует его профессии или специальности, но и все вакантные должности на предприятии.

 В случае невыполнения работодателем этой обязанности увольнение будет осуществлено с нарушением установленной законом процедуры и работник подлежит восстановлению на работе.

Такую позицию сформировал и Верховный Суд в своем решении по делу № 487/6407/16-ц от 10.09.2018 года.

Рассматривая трудовые споры, связанные с увольнением по пункту 1 статьи 40 КЗоТ Украины, суды обязаны выяснить следующие обстоятельства:

- действительно ли у работодателя имели место изменения в организации производства и труда, в частности, ликвидация, реорганизация или перепрофилирование предприятия,

- было ли сокращение численности или штата работников,

- соблюдены ли работодателем нормы законодательства, регулирующие увольнение работника,

- какие есть доказательства, что действительно были изменения в организации производства и труда,

- какие есть доказательства, что работник отказался от переведения на другую работу или что собственник или уполномоченный им орган не имел возможности перевести работника с его согласия на другую работу на том же предприятии, в учреждении, организации,

-  не пользовался ли увольняемый работник преимущественным правом на оставление на работе,

- был ли работник уведомлен за 2 месяца о предстоящем увольнении.

При вынесении решения о восстановлении на работе суд одновременно принимает решение о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы, но не более чем за один год. Если заявление о восстановлении на работе рассматривается более одного года, не по вине работника, суд выносит решение о выплате среднего заработка за все время вынужденного прогула.

 

 

 

  

   Светлана Хомко 

   младший юрист АО "КФ "ДОМИНАНТА" 

 

Теги: увольнение работника, сокращение штата

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 2 оценок.




Другие новости


Детальний аналіз останніх змін до ЦПК України

8 лютого 2020 року набрав чинності Закон України «Про внесення змін до Господарського процесуального кодексу України, Цивільного процесуального кодексу України, Кодексу адміністративного судочинства України щодо вдосконалення порядку розгляду судових справ» від 15 січня 2020 р. № 460-ІХ, відповідно до якого змінились, зокрема, правила цивільного судочинства.

БУДІВНИЦТВО ДЛЯ ВСІХ: МЕНШЕ БЮРОКРАТІЇ, БІЛЬШЕ ПРОЗОРОСТІ І ОБМЕЖЕННЯ ПОВНОВАЖЕНЬ ДАБІ

Кінець минулого року був надзвичайно активним в плані нормотворчості і приніс в новий рік цілу низку новел у законодавстві, які достатньо серйозно змінюють в тому числі і базові механізми функціонування сфери створення, розвитку і обігу нерухомості. Так, окрім, реформування досить широкого кола питань, щодо процесів реєстрації нерухомого майна, не обійшлося без змін в сфері капітального будівництва і так званого первинного ринку нерухомості.

Банківська таємниця не така вже й таємниця?

31 жовтня 2019 року Верховною Радою за ініціативою Презионання функцій держави або місцевого самоврядування, і покарання за набуття таких активів», який покликаний запровадити інститут визнання необґрунтованими активів осіб, уповноважених на виконання функцій держави або місцевого самоврядування, та стягнення таких активів у дохід держави в кращих традиціях світової практики по боротьбі з корупцією.

Цей закон набрав чинності 28 листопада 2019 року та вніс суттєві зміни у порядок роиття банківської таємниці.