Доминанта

Узники реестра должников

28 дек. 2017

Не так давно в Украине была проведена реформа в сфере исполнения судебных решений. Исполнительное производство изрядно обновилось и дополнилось уникальным реестром должников. Он сформирован с целью обнародования в режиме реального времени информации о невыполненных имущественных обязательствах должников и предотвращения отчуждения ими своего имущества.

Задумка вполне хорошая, а вот реализация как всегда немного подвела. Механизм функционирования автоматизированной системы исполнительного производства, в том числе и реестра должников (далее - реестр), определен Положением об автоматизированной системе исполнительного производства, утвержденным приказом Министерства юстиции Украины от 05.08.2016 № 2432/5 (далее - Положение). Им предусмотрено, что в реестр вносятся сведения о должнике одновременно с открытие исполнительного производства, за исключением определенных случаев, связанных с взысканием алиментов. После внесения в реестр должников владелец недвижимости не может ею распоряжаться. Законодательством предусмотрено, что при наличии записи о должнике в реестре, нотариусы или органы, уполномоченные регистрировать права на недвижимое имущество или обременения, обязаны отказать должнику в совершении сделки по отчуждению имущества любым способом.

Положением также предусмотрено, что ведомости с реестра в отношении должника должны быть исключены одновременно с вынесением одного из постановлений: об окончании исполнительного производства, о возращении исполнительного документа взыскателю или суду. Но то, что предусмотрено положениями законодательства, пока в техническом плане до конца не может быть реализовано.

Проблемным является то, что внести должника в реестр возможно, а вот опция по исключении его из реестра, в некоторых случаях, не может быть реализована. Такая проблема связана с проведенной не так давно реорганизацией органов исполнения судебных решений города Одессы. Так, в июле 2015 года, существовавшие в Приморском районе первый и второй отдел исполнительной службы, были заменены на единый орган исполнительной службы (Приморский отдел государственной исполнительной службы города Одессы Главного территориального управления юстиции в Одесской области). Такой объединенный отдел перестал выполнять свои функции в июне 2017 года в связи с началом процедуры ликвидации, а вместо него снова начали функционировать два отдела исполнительной службы, зарегистрированные как юридические лица в июня 2017 года. Проблема заключается в следующем: записи о должниках, внесенные единым Приморским отделом исполнительной службы в реестр должников, не могут быть исключены вновь созданными отделами, поскольку последние не являются правопреемника ранее существующего органа. Вот такой парадокс. Получается, что человек является узником ситуации, поскольку хотя задолженность уже и погашена, но он как бывший должник продолжает формально «висеть» в реестре, тем самым ограничивается в возможности проведения сделок по отчуждению имущества.

Однако, системный анализ законодательства Украины и логические выводы позволили найти выход из сложившейся ситуации. Предусмотрено, что сделка, которая проведена в период наличия записи о продавце в реестре должников, недействительной будет лишь в случае невозможности взыскателя компенсировать свою задолженность. То есть, если долг погашен (есть соответствующие документы), но собственник недвижимости числится в реестре должников – сделку все-таки есть шанс провести, поскольку не будет основания для признания ее недействительной.

Во избежание неприятных сюрпризов рекомендую вовремя оплачивать задолженность и не доводить дело до исполнительного производства. Наличие записи в реестре должников, не смотря на погашенную задолженность, значительно уменьшит Ваши шансы на отчуждение имущества. Являетесь ли Вы должником можно проверить по ссылке.

 

  

   Игорь Козак 

   юрист АО "КФ "ДОМИНАНТА" 

Теги: реестр должников, задолженность, продажа имущества

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 4 оценок.




Другие новости


Накладення арешту на суму ліміту ПДВ – піратська форма тиску на бізнес.

«Мы не бандиты!

Мы благородные пираты!»

м/ф «Таємниця третьої планети»

 

Незважаючи на обіцянки влади, тиск і використання різних способів впливу на бізнес з боку правоохоронних органів продовжується.

Одним із таких способів впливу є накладення арешту на суму ліміту ПДВ у системі електронного адміністрування платника податку. Причому такий арешт останнім часом набуває масового характеру.

Зміни у сфері державної реєстрації нерухомості та корпоративних прав

Боротьба з рейдерством – один із основних меседжів нової влади. Так, початком практичних змін в даному напрямі має стати законопроект №1056-1 «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо захисту права власності», за який у другому читанні ВР проголосувала 03.10.2019 року. На дату публікації даної статті закон готується на підпис.

«Краще — ворог доброго» або трошки про «1210».

Ми продовжуємо розглядати законопроекти нової влади і на черзі один з найбільш одіозних документів – законопроект № 1210 під гарною назвою «Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо вдосконалення адміністрування податків, усунення технічних та логічних неузгодженостей у податковому законодавстві».

Щоправда, той поспіх, з яким Верховна Рада приймає закони, навряд чи дозволить усунути неузгодженості, а, скоріше за все, може їх тільки додати.