Доминанта

Внедрение института конституционной жалобы в Украине

3 окт. 2016

В своих публикациях мы уже неоднократно освещали основные изменения судебной системы Украины, ставшие результатом проведенной недавней конституционной реформы. В данной статье отдельно обратим внимание на внедрение института конституционной жалобы как еще одного инструмента обеспечения соблюдения основных прав и свобод граждан.

Сущность института конституционной жалобы сегодня сводится к праву граждан обращаться в органы судебного конституционного контроля с просьбой о проверке конституционности нормативных актов, которыми нарушаются их права и свободы. Конституционную жалобу следует рассматривать не просто как еще один механизм судебной защиты, но и как способ влиять на качество национального законодательства.

Следует отметить, что данный институт является изобретением европейской демократии. Украина, определив своей дальнейшей целью развития вступление в ЕС, не может проигнорировать его ценность и, что не маловажно, рекомендации Венецианской комиссии по необходимости введения у нас данного инструмента в рамках имплементации правовых стандартов европейского законодательства в национальное. Кроме того, принятие данных изменений должно уменьшить количество обращений наших граждан в Европейский Суд по Правам Человека, так как появляется еще один способ защитить права и интересы на национальном уровне.

Первым шагом в данном направлении стало дополнение текста Основного закона ст.ст. 1511, 1512. Изменения Конституции этой  части гласят, что «Конституционный Суд Украины (далее – КСУ) решает вопрос о соответствии Конституции Украины (конституционность) закона Украины по конституционной жалобе лица, которое считает, что примененный в окончательном судебном решении в его деле закон Украины противоречит Конституции Украины. Конституционная жалоба может быть подана в случае, если все другие национальные средства юридической защиты исчерпаны. Решения и выводы, принятые КСУ, являются обязательными, окончательными и не могут быть обжалованными».

Вместе с тем, законодатель в разрез вышеупомянутым рекомендациям, сохранил за определенными субъектами право обращения для «официального толкования» положений Конституции. Данный факт наводит на мысль, что законодатель все же не готов так кардинально изменить полномочия КСУ, тем самым оттягивая необходимый процесс реформирования устаревшей системы.

Данное предположение также подтверждает тот факт, что законодатель, выбрал модель именно «нормативной» конституционной жалобы, в рамках которой анализируется лишь НПА, на котором основывается индивидуальное решение суда предыдущей инстанции, при этом сам правоприменительный акт не пересматривается. Также, пока четко не определен процессуальный порядок реализации права на конституционною жалобу, ее основания и перечень субъектов обращения.

Однако, возможно такой путь реформирования сможет предотвратить перегруженность КСУ и превращение его практически в «четвертую» инстанцию по делам, подлежащим рассмотрению в общем порядке.  

И все же, не смотря на все пробелы в правовом регулировании, спорные аспекты и отсутствие опыта правоприменения, самым важным является тот факт, что Украина сделала первый шаг к имплементации нового инструмента защиты прав человека, который в будущем позитивно повлияет на формирование новой практики правозащитной деятельности.

Анастасия Бабийчук

младший юрист АО "АФ "ДОМИНАНТА"

Теги: конституционная жалоба, судебная реформа

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Какие изменения планируются в сфере лицензирования?

Законодательная деятельность Верховной Рады Украины нового созыва набирает неслыханные обороты. В эпоху таких новшеств главная задача – не упустить важные законодательные изменения, непосредственно связанные с регулированием хозяйственной деятельности. 13 сентября 2019 года депутаты приняли за основу со сокращенным сроком подготовки законопроект № 1060 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности». Учитывая, что он определен Президентом как неотложный, данный законопроект с очень высокой вероятностью будет принят уже в ближайшее время.

Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).

Второе пришествие и «Каста проклятых»?

11 сентября Верховная Рада 316 голосами приняла пакет поправок к законам по вопросу конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или органов местного самоуправления. Изучение публикаций в СМИ по этому поводу выявило ряд неточностей в толковании журналистами законопроекта, поэтому мы решили подготовить юридический анализ документа. Тем более что с учётом уникальности нового парламента, принимающего все что спускают из Офиса Президента, вероятность изменений в нём во втором чтении минимальна.