Превосходя Ваши ожидания
Одесса, пр-т Гагарина 12А, БЦ "Шевченковский", эт. 12

Вооружаемся чеком и защищаем свои права

5 апр. 2017

Защищать права потребителей впервые предложил президент США Дж. Кеннеди еще в 1962 году. С тех пор государства взяли на себя эту обязанность.

Согласно Закону Украины «О защите прав потребителей» потребителем считается только физическое лицо и только в том случае, когда покупает (собирается купить) товар или услугу для личных нужд, непосредственно не связанных с предпринимательской деятельностью или исполнением обязанностей наемного работника.

Итак рассмотрим какие права имеет потребитель в той или иной ситуации.

Если приобретен качественный товар

В случаях, когда потребитель приобрел товар надлежащего качества, но не подошедший ему по цвету, фасону, форме, размеру и т.д., потребитель имеет право обменять его на аналогичный в течение 14 дней после дня покупки.

Если аналогичный товар отсутствует, потребитель может приобрести любой другой с перерасчетом стоимости, произвести обмен, когда товар появится, или же получить стоимость возвращенного товара в денежном эквиваленте (по стоимости на момент покупки).

Товар в данном случае не должен быть использованным, а так же на нем должны  быть сохранены все ярлыки, пломбы. Для реализации своего права  потребитель должен предоставить чек, доказывающий, когда был приобретен товар.

При этом стоит обратить внимание, что не все товары можно обменять. Перечень товаров, не подлежащих обмену, устанавливается Кабмином и включает в себя продовольственные товары, медпрепараты, предметы гигиены, а также ряд непродовольственных товаров, с перечнем которых можете ознакомиться здесь.

Если приобретен некачественный товар

В случае выявления в течение установленного гарантийного срока недостатков товара потребитель имеет право на свой выбор требовать:

- соразмерного уменьшения цены;

- бесплатного ремонта товара;

- возмещения расходов понесенных покупателем по ремонту товара.

Продавец должен устранить недостатки в течение 14 дней, если иной срок не был согласован продавцом и потребителем. На период ремонта по письменному заявлению потребителя продавец обязан предоставить (с бесплатной доставкой) аналогичный товар. За каждый день задержки выполнения требования о предоставлении аналогичного товара и за каждый день задержки устранения недостатков потребителю уплачивается неустойка в размере 1% стоимости товара.

Поскольку,  как правило,  дефекты товара  устанавливаются в процессе его  эксплуатации  то  заменить товар на другой  вы  сможете только  если он будет  ремонто - непригодным.

Доставка объемных товаров ненадлежащего качества или вес которых превышает 5кг. продавцу (или производителю) и их возвращение обратно производится за счет продавца (производителя).

В случае приобретения продовольственных товаров ненадлежащего качества, продавец обязан заменить их на товары надлежащего качества или вернуть покупателю их стоимость, если недостатки выявлены в рамках срока годности.

Расчет с потребителем в случае поднятия цены на товар производится исходя из его стоимости на момент предъявления соответствующего требования. Если же цена понизилась – исходя из стоимости товара на момент покупки.

Также стоит помнить о п.5 ст.10 ЗУ «О защите прав потребителей», который говорит о том, что за просрочку предоставления услуги по договору потребитель имеет право на пеню в размере 3% от стоимости такой услуги. При этом оплата пени не освобождает от исполнения обязательства в натуре.

Куда жаловаться и как доказывать?

Конечно, первым делом необходимо обратится к самому нарушителю прав, то есть к продавцу или производителю товара. Зачастую большинство конфликтов разрешается на этом этапе.

Если же претензии или требования потребителя не рассмотрели, необходимо предъявить их в письменной форме. Обязательно нужно оставить себе копию заявления-жалобы с пометкой о ее приеме, а если в принятии отказали - направить заявление-жалобу с копиями необходимых документов заказным письмом с уведомлением о вручении или с описанием вложения, в котором перечисляются какие документы были направлены. Второй экземпляр такого описания сохраняем, а также квитанции об отправке письма и полученное уведомление о вручении.

Помимо этого желательно воспользоваться «уголком потребителя» и оставить свое заявление в книге жалоб с последующей его фотофиксацией, что также послужит в качестве доказательства нарушения прав.

Обращения, оформленные надлежащим образом и поданные в установленном порядке, подлежат обязательному приему и рассмотрению.

Обращения рассматриваются и решаются в срок не более 1 месяца со дня поступления, а те, которые не требуют дополнительного изучения, – немедленно, но не позднее 15 дней со дня их получения.

Если устанавливается срок рассмотрения обращения более месяца, обратившееся лицо уведомляется об этом. При этом общий срок решения вопросов, затронутых в обращении, не может превышать 45 дней.

Если на жалобу все же не ответили или ответ не устраивает, нужно обратиться в соответствующий орган защиты прав потребителей - территориальную инспекцию по вопросам защиты прав потребителей или уже непосредственно в суд.

Необходимое условие применений положений Закона Украины «О защите прав потребителей» –  наличие чека или другого документа, подтверждающего факт покупки или заключения договора.  Именно чеком  вы   сразу  подтверждаете  два  факта: а именно кто продал вам данный товар и за какую цену.  Это главное свидетельство товарно-денежных отношений потребителя с продавцом и восстановление нарушенных прав будет зависеть от того предоставлены ли  неопровержимые доказательства самого факта нарушения и кто конкретно виновен в нарушении.

В качестве доказательств нарушенных прав послужат также заявления и жалобы принятые о не рассмотренные или же с отрицательным ответом, письменные отказы продавцов, производителей или исполнителей работ (услуг), договор, акты проведенных экспертиз, заключения сервисных центров и тд.

Следует обратить внимание потребителей, что все вышеперечисленные правила распространяются и на случаи приобретения товара в интернет магазинах, при этом роль чека выполняет электронная квитанция об оплате товара (если его стоимость оплачивалась с помощью электронных средств). Кроме того в случае приобретения товаров, на которые предоставляется гарантия производителем или продавцом, продавец обязан вместе с товаром предоставить заполненный гарантийный талон.

Обращаем внимание, что потребители освобождены от оплаты судебного сбора, а также могут на свое усмотрение определить в какой суд обращаться - по месту жительства, по месту нахождения ответчика или по месту заключения (исполнения) договора.

 

 

 

  Светлана Хомко 

  помощник юриста АО "АФ "ДОМИНАНТА" 

 

Теги: права потребителя, защита потребителя, некачественный товар

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Идет налоговая проверка… Что дальше? (часть 2-я)

Повторная проверка

Следует отметить, что такого понятия в налоговом законодательстве не существует и под ней мы подразумеваем внеплановую документальную проверку, которую контролирующий орган может назначить в случаях, если налогоплательщиком подано:

- возражения к акту проверки и/или дополнительные документы;

- административную жалобу на принятое по результатам проверки налоговое уведомление-решение (НУР).

Идет налоговая проверка… Что дальше? (часть 1)

Я глубоко убежден, что лучшая проверка та, которой не было.

И снова об исковой давности применяемой к искам прокуратуры

Сегодня мы поговорим о Постановлении Большой Палаты Верховного Суда, которая отступила от ранее принятых позиций ВСУ в отношении исковой давности.