Превосходя Ваши ожидания
Одесса, пр-т Гагарина 12А, БЦ "Шевченковский", эт. 12

Вопрос по принятия закона о Высшем антикоррупционном суде наконец тронулся

6 марта 2018

Только ленивый сегодня не говорит о коррупции в нашем государстве, которая по мнению многих является тем самым «злом», которое не дает Украине наконец начать движение к развитию и становления европейского государства.

Для борьбы с этим явлением уже были созданы специальные государственные органы - НАБУ (национальное антикоррупционное бюро), САП (специализированная антикоррупционная прокуратура), НАПК (Национальное агентство по предупреждению коррупции).

Однако, как показала практика, указанные органы не могут эффективно осуществлять свои функции. Согласно информации с сайта НАБУ, первые детективы НАБУ начали работу в с 01.10.2015 года. По состоянию на 31.12.2017 года в работе НАБУ находится 489 производств. За все время существования, то есть практически за два года НАБУ направлено в суд всего 107 дел.

При этом судебные решения приняты только в 28 делах, из которых только 19 завершены с обвинительным приговором. Большинство обвинительных приговоров - это соглашения о признании виновности с второстепенными участниками коррупционных схем. О реальном сроке заключения говорится всего в 2 случаях.

Как видим, количество дел, которые расследовались НАБУ и были направлены САП в суд небольшое, но количество дел, которые были рассмотрены судом, еще значительно меньше. Более того, как сообщается на сайте НАБУ из направленных в суд 107 дел, 44 - остаются без рассмотрения, некоторые дела больше года не могут пройти стадию подготовительного производства.

В такой неутешительной статистике, НАБУ и САП обвиняют имеющуюся судебную систему и возлагают большие надежды на Высший антикоррупционный суд (ВАКСУ), который должен решить их проблемы.

О создании ВАКСУ идут переговоры уже не один год. На его учреждении настаивают МВФ и Всемирный банк, ставя его создание как условие для дальнейшего сотрудничества.

В настоящее время, в Верховную Раду Украины подано 5 законопроектов о ВАКСУ, один из которых был подан 22.12.2017 года Президентом.

15 января 2018 Международный валютный фонд (МВФ) официально сообщил украинским властям о том, что принятие президентского законопроекта об Антикоррупционном суде в его нынешней редакции будет означать нарушение Киевом своих обязательств перед международными партнерами.

Вместе с тем 01.03.2018 года Верховной Радой Украины все таки принят в первом чтении законопроект № 7440, поданный Президентом Украины, который заверил, что во время второго чтения все его недостатки будут устранены.

Следует заметить, что Венецианской комиссией в октябре 2017 предоставлялись рекомендации по законодательству об антикоррупционном суд, которые не были учтены в полной мере в президентском законопроекте.

Так, довольно дискуссионным был вопрос относительно требований к судьям ВАКСУ, а также органа, который должен принимать участие в отборе судей, поскольку именно новые судьи должны были бы улучшить ситуацию с расследованием и судебным рассмотрением коррупционных преступлений.

Законопроект 7440, хотя и предусматривает участие в отборе кандидатов в судьи Общественного совета международных экспертов и определенные требования к судьям, однако отсутствует детальное урегулирование этих вопросов.

В частности, среди требований к кандидатам в судьи закон содержит такие оценочные понятия, как «наличие значительного опыта», «владение знаниями применения антикоррупционных стандартов и лучших мировых практик» и тому подобное. Применение таких словесных конструкций не свидетельствует о прозрачности доступа на должность судьи ВАКСУ.

Аналогично четко не урегулирован вопрос формирования Общественного совета международных экспертов. Так, члены указанной совета назначаются Высшей квалификационной комиссией судей Украины исключительно на основании предложений международных организаций, с которыми Украина сотрудничает в сфере предотвращения и противодействия коррупции в соответствии с международными договорами Украины.

Что это будут за организации, смогут ли другие государственные органы, принимающие участие в заключении таких договоров влиять на эти организации с целью лоббирования определенных кандидатов, остается неизвестным.

На эти недостатки проекта Венецианская комиссия ссылалась в своих рекомендациях, однако они не были пока учтены и устранены.

Более того, законопроектом предусмотрена возможность национального органа - Высшей квалификационной комиссии судей преодолеть вето Совета международных экспертов, при условии наличия не менее 11 из 16 голосов членов ВККС и подтвердить способность такого кандидата осуществлять полномочия судьи ВАКСУ.

Не в полной мере учтены и рекомендации Венецианской комиссии также относительно дисциплинарной ответственности судей ВАКСУ, отдельных полномочий судей и особенностей процессуального закона при рассмотрении дел, подведомственных ВАКСУ.

Вопрос целесообразности создания ВАКСУ и его соответствия Конституционным принципам отдельная тема для обсуждения. Но одно можно сказать точно, наши чиновники очень дорого обходятся налогоплательщикам. Ведь кроме ущерба от коррупционных схем, народ должен содержать еще и специально созданные для них правоохранительные органы и  суды, а в дальнейшем может еще и отдельные места для отбывания наказания с повышенным комфортом. 

 

 

  Виталий Цвигун 

  руководитель судебной практики, адвокат АО "КФ "ДОМИНАНТА" 

Теги: Антикоррупционный суд, создание антикоррупционного суда

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 1 оценок.




Другие новости


Памятка для водителей. Основные права при остановке полицией

Несмотря на то, что прошла реформа органов Национальной полиции, на дорогах не редко бывают ситуации неправомерного поведения полицейских в отношении водителей. К сожалению, довольно часто приходится наблюдать за случаями превышения своих служебных полномочий полицейскими. Это зачастую происходит из-за незнания своих прав и обязанностей как водителями, так и сотрудниками полиции.

Санкции санкциям рознь

Правовой институт специальных санкций за нарушения во внешнеэкономической деятельности давно известен украинскому законодательству – еще со времени принятия в 1991 году Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности». Изначально список санкций, предусмотренных ст. 37 данного Закона, был шире, однако из их числа со временем исключили антидемпинговые процедуры, урегулировав их применение отдельными законами, а наложение штрафа в качестве меры наказания не получило своего практического применения. Остались только два вида специальных санкций – индивидуальный режим лицензирования и временное прекращение внешнеэкономической деятельности на срок до 3 месяцев, с последующим переводом на индивидуальный режим лицензирования.

Высший антикоррупционный суд, коротко о главном

Коррупция в Украине представляет один из наиболее острых и болезненных вопросов. В мировом Индексе восприятия коррупции (СРІ) за 2016 год Украина получила 29 баллов из 100 возможных (где 100 - нет коррупции, 0 - сильная коррупция), при этом заняв 131 место из 176 стран. Согласно международной позиции экспертов именно отсутствие действенной судебной системы является одной из наиболее весомых преград на пути Украины в противодействии такому негативному явлению.