Доминанта

Возврат незаконно изъятого имущества во время обыска

30 марта 2018

В жизни часто случается когда неожиданно на предприятии появляются правоохранительные органы с обыском. Действующими законодательством, установлено, что обыск должен быть проведен на основании определения следственного судьи. То есть в указанном определении должно быть четко указано (обозначено) имущество, которое разыскивается. Однако, резолютивная часть определения следственных судей о разрешении на проведение обыска, как правило обобщена, и не дает возможности лицу у которого проводится следственное действие, выяснить какие именно вещи, предметы, документы, оборудование или другое имущество намерены отыскать следственные органы.

В реальности мы сталкиваемся с тем, что во время проведения обыска следственными органами довольно легко изымается имущество физических и юридических лиц, которое зачастую не имеет отношения к расследуемому уголовному делу. В результате чего на предприятии может быть изъята вся компьютерная техника, мобильные телефоны (в том числе и личные, принадлежащие работникам этого предприятия), личные блокноты, электронные накопители и тому подобное. Затем владельцам трудно вернуть свое имущество, даже с учетом процессуальных ошибок и нарушений, допущенных следственными органами.

Однако это возможно. Данное утверждение подтверждается также и судебной практикой.

Для начала нужно определиться со статусом изъятого имущества. Вопрос относительно правового статуса имущества, изымаемого в ходе обыска, как бы урегулирован действующими нормами процессуального законодательства. Так, имущество, которое непосредственно указано в определении суда о разрешении на проведение обыска, а также  предметы, изъятые законом из обращения относятся к вещественным доказательствам. Однако в процессе обыска может быть изъято любое другое имущество, которое по мнению следователя имеет отношение к делу и поможет в расследовании. То есть относится ли имущество к предмету расследования или не относится зависит только от субъективного мнения следователя. Под такое мнение могут подпадать любые вещи, которые находятся на предприятии. Только последнее предложение в ч. 7 ст. 236 УПК Украины указывает на то, что изъятые вещи и документы, которые не входят в перечень, по которому прямо предоставлено разрешение на изъятие в определении суда о разрешении на проведение обыска и не являются предметами, которые изъяты законом из обращения относится к временно изъятому имуществу.

Законом предусмотрен четко определенный порядок действий органов предварительного расследования в отношении временно изъятого имущества.

По правилам ч.5 ст.171 УПК Украины следователь или прокурор должны подать в суд ходатайство об аресте временно изъятого имущества не позднее следующего рабочего дня после изъятия имущества, иначе имущество должно быть немедленно возвращено лицу, у которого было изъято.

Таким образом, если следователь или прокурор на следующий день после временного изъятия имущества не обратился в суд с ходатайством о его аресте, то такое имущество должно быть немедленно возвращено лицу, у которого оно было изъято.

Однако следователи и прокуроры часто злоупотребляют невозвратом временно изъятого имущества, с мотивацией, что такое имущество признано по делу вещественными доказательствами, ссылаясь на определение следственного судьи, где четко не определены какие именно вещи, предметы, документы или другое имущество намерены отыскать следственные органы. Довольно часто такое происходит когда по делу нет человека которому предъявлено подозрение. Эта противоправная практика является довольно распространенной даже если очевидно, что такое имущество не имеет значения для следствия и принадлежит посторонним лицам.

Что же делать в таких случаях?

Во-первых, такое поведение должно быть квалифицировано как бездействие следователя, поскольку он (следователь) изымал имущество, и именно он обязан вернуть изъятое имущество, чего не делает.

Во-вторых, временно изъятое имущество возвращается владельцу такого имущества. Владельцем временно изъятого имущества является лицо, у которого имущество, изымалось следователем, т.е. фактически находилось на момент изъятия и фактически удерживалось у него до изъятия, находилось у него в пользовании.

Таким образом, бездействие следователя по невозврату временно изъятого имущества должно быть обжаловано владельцем такого имущества.

Действующее законодательство предусматривает только судебный порядок обжалования бездействия следователя, однако, как следователь, так и прокурор могут самостоятельно прекратить бездействие относительно незаконного удержания временно изъятого имущества. В связи с этим производство по жалобе подлежит закрытию. Для этого необходимо аргументировать свою позицию следственным органам. В Украине нет однозначных механизмов для привлечения недобросовестных следователей к ответственности. Поэтому жалобы в прокуратуру по этому вопросу малоэффективны.

Срок для обращения в суд по обжалованию бездействия следователя и прокурора составляет десять дней. Он начинается со следующего дня после дня, в который возврат временно изъятого имущества должен быть осуществлен следователем.

Согласно закону,  такие дела должны рассматриваться за три дня. В реальности срок рассмотрения может затянуться до двух месяцев. Однако в любом случае ключевую роль играет правильно обоснована позиция, изложенная в жалобе на бездействие следователя по возврату временно изъятого имущества.

Более детально порядок возврата незаконно изъятого имущества во время обыска мы проанализируем на семинаре.

  

 

   Виктория Криворучко 

   адвокат АО "КФ "ДОМИНАНТА"

Теги: возврат изъятого имущества, обыски, защита бизнеса, семинар

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 3 оценок.




Другие новости


Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).

Второе пришествие и «Каста проклятых»?

11 сентября Верховная Рада 316 голосами приняла пакет поправок к законам по вопросу конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или органов местного самоуправления. Изучение публикаций в СМИ по этому поводу выявило ряд неточностей в толковании журналистами законопроекта, поэтому мы решили подготовить юридический анализ документа. Тем более что с учётом уникальности нового парламента, принимающего все что спускают из Офиса Президента, вероятность изменений в нём во втором чтении минимальна.

Легализация теневых доходов - главное о новом законопроекте

Сама идея «нулевой» декларации не нова и активно обсуждается уже с 2015 года, но именно сейчас благодаря уникальной расстановке сил в парламенте законопроект № 1232 имеет все шансы быть принятым в самые сжаты сроки. Итак, какие теневые доходы смогут легализовать наши граждане и на каких условиях?

Действие закона распространяется только на доходы физических лиц, полученные до 31 декабря 2018 года за исключением:

  • доходов государственных служащих, полученных в период пребывания в должности;
  • доходов от преступной деятельности;
  • доходов, по которым налоговым органом было самостоятельно начислены суммы обязательств и оформлено налоговое уведомление-решение