Доминанта

Второе пришествие и «Каста проклятых»?

13 сент. 2019

11 сентября Верховная Рада 316 голосами приняла пакет поправок к законам по вопросу конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или органов местного самоуправления. Изучение публикаций в СМИ по этому поводу выявило ряд неточностей в толковании журналистами законопроекта, поэтому мы решили подготовить юридический анализ документа. Тем более что с учётом уникальности нового парламента, принимающего все что спускают из Офиса Президента, вероятность изменений в нём во втором чтении минимальна.

Суть законопроекта заключается не только в возврате уголовной ответственности за незаконное обогащение с наказанием от 5 до 10 лет лишения свободы, но и введении института гражданской конфискации необоснованных активов чиновника, членов его семьи и других лиц. Далее коротко о главном. Под действие закона подпадают: 

  1. все гос. служащие высших эшелонов власти, все правоохранители, судьи и чиновники местного самоуправления, а также все, кто указан п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона Украины «О предотвращении коррупции».
  2. иные физические или юридические лица, которые приобрели имущество за счет или по указанию чиновников.

Как это работает

При выявлении имущества у чиновника или других лиц по указанию или за деньги которого они приобрели имущество разница между законными доходами которого и этим имуществом в 500 и более раз превышает прожиточный минимум доходов граждан (в понятных цифрах с 1 декабря 2019 года это чуть больше 1 миллиона гривен) и не предоставлении чиновником или этими лицами подтверждения законности источников  происхождения доходов на приобретения такого имущества, последнее подлежит изъятию в доход государства.  С момента вступления в силу решения об изъятии в доход государства необоснованно приобретённого имущества, чиновник подлежит увольнению.

Если разница между доходом чиновника и приобретенным имуществом превышает 15 000 необлагаемых минимумов что на сегодняшний день составляет порядка 14,5 млн. гривен наступает уголовная ответственность с последующей конфискацией или спец. конфискацией такого имущества и наказанием в виде лишения свободы от 5 до 10 лет.

Важно, что иск о признании необоснованными активов и их взыскании в доход государства может быть предъявлен в отношении любого имущества, приобретенного в течение четырёх лет до дня вступления в силу закона. Таким образом, закон имеет обратную силу и наработанные ранее НАБУ материалы о незаконном обогащении, которые были заблокированы решением Конституционного суда, могут быть использованы в новых процессах по конфискации активов чиновников всех рангов.

Уполномоченным судом по рассмотрению коррупционных вопросов в том числе и гражданско-правового изъятия в доход государства необоснованных активов будет антикоррупционный суд.

Бремя доказывания.

Процесс доказывания несоответствия стоимости выявленных активов доходам чиновника для прокуратуры и НАБУ будет несложным, поскольку вина чиновника законопроектом презюмируется и именно ему придётся в суде доказывать законность происхождения доходов, за счет которых он приобрел имущество или это имущество изымут в доход государства.

В целом для всех очевидно, чем вызваны такие кардинальные меры по борьбе с коррупцией. Её уровень в нашей стране один из самых высоких в мире и безусловно с этим нужно бороться. Но главное, чтоб описанные инструменты по борьбе с коррупцией сами не превратились в очередную коррупцию и расправу с неугодными. Не понятно как именно будет доказывается что имущество третьих лиц как физических, так и юридических принадлежит чиновнику или покупалось за его деньги. Не станет ли предложенный закон инструментом для манипуляций и способом давления на граждан, которые не смогут подтвердить источник происхождения своих доходов, а у нас таких большинство. Соответственно родство или даже знакомство с чиновником может поставить под удар ваше личное имущество, если прокуратура решит, что он имеет к нему какое-то отношение!

Думаю, нас ждут громкие скандальные дела, которые дойдут до Европейского суда по правам человека, где Украина по числу поданных против страны исков уже традиционно занимает лидирующие позиции.

Теги:

Рейтинг страницы: 4.9/5 на основе 75 оценок.




Другие новости


Проект ЗУ «Про працю»: чергова спроба оновлення законодавства

Буквально в останні дні минулого року Кабінет міністрів України встиг подати до Верховної ради проект ЗУ «Про працю» (надалі – Проект). Він має замінити прийнятий ще у 1971 році КЗпП, а також ЗУ «Про оплату праці», ЗУ «Про відпустки» та низку інших нормативно правових актів, в томі числі і тих, що були прийняті ще в СРСР та УРСР з питань трудових відносин. Наприклад, закон про житлово-комунальні послуги пропонують доповнити положенням, відповідно до якого право на отримання пільг та субсидій буде скасовуватись у разі встановлення судом факту виконання особою роботи (надання послуг) без укладення трудового договору.

В Новий рік з новими законами

Пропонуємо до вашої уваги традиційну щорічну публікацію про законодавчі новели нового року. Які законодавчі зміни приніс нам 2020 рік та чого чекати українцям в новому році розглянемо детально в даній статті.   

  1. Соціальні показники

Із 1 січня законом про Держбюджет на 2020 рік установлено розміри прожиткового мінімуму для працездатних осіб: із 1 січня – 2 102 грн, із 1 липня – 2 197 грн, із 1 грудня – 2 270 грн. Місячний розмір мінімальної заробітної плати становить 4 723 грн, погодинний – 28,31 грн. Податкова соціальна пільга в місяць – звичайна - 1051,0 грн.

Адвокати в Україні ще з 2010 року являються суб’єктами фінмоніторингу

Чи не кожний вже натрапив у стрічці новин на «тривожне нововведення» - закон поклав на адвокатів функції суб’єкта первинного фінансового моніторингу.

Автори цих новин посилаються на прийнятий 6 грудня 2019 року Закон України № 361-IX «Про запобігання та протидію легалізації (відмиванню) доходів, одержаних злочинним шляхом, фінансуванню тероризму та фінансуванню розповсюдження зброї масового знищення» (далі –Закон 361-IX), який з 28 квітня 2020 року вступить в силу.