Доминанта

Введение военного положения, как обстоятельство непреодолимой силы. Порядок удостоверения ФОРС-МАЖОРА.

13 дек. 2018

Согласно ст.14-1 Закона Украины «О торгово-промышленных палатах в Украине», форс-мажорными обстоятельствами (обстоятельствами непреодолимой силы) являются чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства, объективно невозможное исполнение обязательств, которые предусмотренные условиями договора (контракта, соглашения и т.п.) согласно законодательных и других нормативных актов.

Само по себе введение военного положения в Украине, не является форс-мажором.

Однако, введение военного положения может свидетельствовать о том, что риск наступления обстоятельств непреодолимой силы повышается и при наличии определенных обязательных предпосылок наступления форс-мажора возможно. Введение военного положения может быть одним из важных оснований наступления обстоятельств непреодолимой силы.

В частности, стоит отметить, что обстоятельствами непреодолимой силы в условиях военного положения, что является актуальным на сегодняшний день, могут быть признаны следующие риски:

  • угроза войны;
  • вооруженного конфликта или серьезная угроза такого конфликта, включая, но не ограничиваясь враждебными атаками, блокадами, военным эмбарго действия иностранного врага;
  • общая военная мобилизация;
  • военные действия, объявленная и необъявленная война;
  • действия общественного врага;
  • акты терроризма, диверсии, пиратства;
  • беспорядки, вторжения, блокада, революция;
  • восстания, массовые беспорядки, введение комендантского часа;
  • экспроприация, принудительное изъятие, захват предприятий, реквизиция, общественная демонстрация,
  • блокада, забастовка, авария, противоправные действия третьих лиц, пожар, взрыв, длительные перерывы в работе транспорта и т.д. регламентированы условиями соответствующих решений и актами государственных органов власти.

Перечень таких обстоятельств, установленный вышеуказанной статьей, не является исчерпывающим.

Согласно Регламенту Торгово-промышленной палаты, форс-мажорными могут быть признаны и те обстоятельства, которые не указанные в вышеприведенном списке, однако соответствуют критериям форс-мажорных соответствии с положениями п. 6.9 настоящего Регламента, не противоречащие законодательству Украины и согласованы сторонами в договоре, контракте, соглашении как такие, освобождающие их от гражданско-правовой ответственности.

Такие критерии обстоятельств непреодолимой силы в своей совокупности должны свидетельствовать о:

- чрезвычайности таких обстоятельств;

- непредсказуемости обстоятельств;

- неотвратимости;

-причинно-следственной связи между обстоятельством/событием и невозможностью выполнения заявителем своих конкретных обязательств.

Если вышеуказанные критерии действительно установлены, то для удостоверения обстоятельств форс-мажорными, необходимо обратиться с соответствующим пакетом документов в Торгово-промышленную палату Украины (или региональное отделение ТПП), которое осуществляет рассмотрение документов и принимает решение о выдаче или отказе в выдаче Сертификата, удостоверяющий возникновения форс-мажора.

Однако, в некоторых случаях получение Сертификата не всегда предоставляет 100% гарантию, того что сторона договора, в следствии обстоятельств непреодолимой силы освобождается от установленной договором и нормами законодательства ответственности.

Таким образом, если контрагент по договору не признает причины нарушения условий сделки в следствии форс-мажора, последний наделен правом обращения в суд с требованиями о применении к стороне, которая нарушила свои обязанности установленной по договору ответственности.

Все обстоятельства, при наличии которых произошло нарушение, вместе с Сертификатом об удостоверении обстоятельств форс-мажорными оцениваются судом на предмет принадлежности, достоверности и допустимости, и именно судом принимается окончательное решение об освобождении лица, нарушившего условия договора от ответственности установленной сделкой и действующим законодательством Украины.

 

 

 

 Виктория Пинчук

 адвокат АО "КФ "ДОМИНАНТА"

 

Теги:

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


«ФІКТИВНИЙ ДАР». УХИЛЕННЯ БОРЖНИКА ВІД ФІНАНСОВОЇ ВІДПОВІДАЛЬНОСТІ.

На сьогодні в Україні одним із найпоширеніших механізмів ухилення боржників від фінансової відповідальності є навмисне відчуження майна на користь третіх осіб.

Не раз, після численних та довгострокових судових тяганин, кредитор залишається ні з чим, маючи «на руках» ухвалене судове рішення, що набрало законної сили про стягнення з боржника коштів.

Все тому, що існує певний спірний «законний» механізм, яким не нехтують недобросовісні дебітори.

Какие изменения планируются в сфере лицензирования?

Законодательная деятельность Верховной Рады Украины нового созыва набирает неслыханные обороты. В эпоху таких новшеств главная задача – не упустить важные законодательные изменения, непосредственно связанные с регулированием хозяйственной деятельности. 13 сентября 2019 года депутаты приняли за основу со сокращенным сроком подготовки законопроект № 1060 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности». Учитывая, что он определен Президентом как неотложный, данный законопроект с очень высокой вероятностью будет принят уже в ближайшее время.

Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).