Доминанта

Высший антикоррупционный суд, коротко о главном

19 июня 2018

Коррупция в Украине представляет один из наиболее острых и болезненных вопросов. В мировом Индексе восприятия коррупции (СРІ) за 2016 год Украина получила 29 баллов из 100 возможных (где 100 - нет коррупции, 0 - сильная коррупция), при этом заняв 131 место из 176 стран. Согласно международной позиции экспертов именно отсутствие действенной судебной системы является одной из наиболее весомых преград на пути Украины в противодействии такому негативному явлению.

14 июня 2018 года вступил в силу Закон Украины «О Высшем антикоррупционном суде».

Проанализировав путь этого Закона, необходимо отметить, что сначала от народных депутатов было подано два законопроекта, которые Венецианская комиссия оценила негативно. Следующий проект закона, поданный Президентом Украины, также не получил положительного отклика донорами: МВФ, Всемирным банком, Евросоюзом, а также антикоррупционерами.

Основными предметами критики стали:

  • нереальные требования к кандидатам;
  • незначительная роль Общественного совета международных экспертов;
  • слишком большой круг юрисдикционных полномочий.

После внесения поправок Закон был принят 7 июня 2018 года во втором чтении.

Из содержания Закона Высший антикоррупционный суд определяется как постоянно действующий высший специализированный суд в системе судоустройства Украины.

Задача ВАС

Задачами антикоррупционного суда являются: осуществление правосудия в соответствии с определенными законом принципами и процедурами в сфере коррупционных и связанных с ними преступлениях.

Кроме того, еще одна из задач - анализ судебной статистики, изучение и обобщение судебной практики по уголовным делам в сфере коррупции, информирование о результатах обобщения судебной практики ВС.

Структура ВАС

Согласно Закону, Высший антикоррупционный суд будет осуществлять правосудие как:

- суд первой инстанции (Высший антикоррупционный суд);

- апелляционный суд (Апелляционная палата Высшего антикоррупционного суда).

Требования к кандидатам

Согласно Закона, для назначения на должность судьи Высшего антикоррупционного суда, гражданин Украины должен быть не моложе 35 лет и:

  • иметь стаж работы на должности судьи не менее 5 лет;
  • или иметь ученую степень в области права и стаж научной работы в сфере права не менее 7 лет;
  • или иметь опыт профессиональной деятельности адвоката, в том числе по осуществлению представительства в суде и/или защиты от уголовного обвинения как минимум 7 лет;
  • или иметь совокупный стаж (опыт) такой работы (профессиональной деятельности) минимум 7 лет.

Ранее, в проекте Закона предусматривалось такое требование как «значительный опыт осуществления в международных межправительственных организациях или международных судебных учреждениях за рубежом профессиональной деятельности в сфере права по вопросам противодействия и борьбы с коррупцией», но по мнению экспертов она была практически нереальной, а потому была исключена из Закона.

Общественный совет международных экспертов

Кроме того, законом учитывается позиция Венецианской комиссии относительно привлечения к процедуре отбора лиц, международных организаций. Для этого будет создан Общественный совет международных экспертов сроком на 6 лет и численностью 6 человек. Задачей Общественного совета будет содействие Высшей квалификационной комиссии судей Украины в установлении соответствия кандидатов на должности судей ВАС критериям профессиональной этики и добропорядочности, в том числе относительно законности источников происхождения имущества, соответствия уровня жизни кандидата и членов его семьи задекларированным доходам, и др.

Членами могут быть как граждане Украины, так и иностранцы, которые будут иметь безупречную деловую репутацию и высокие профессиональные, моральные качества, а также опыт работы (от 5 лет) в других странах с осуществлением процессуального руководства, поддержанием государственного обвинения, в делах, связанных с коррупцией.

Члены Общественного совета международных экспертов (ОСМЭ) будут назначаться сроком на 2 года и не могут в дальнейшем быть назначены повторно. Должностной оклад члена ОСМЭ будет равен должностному окладу судьи Верховного Суда (75 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц, что по состоянию на 1 января 2018 года составляет 1762 грн.).

Члены ОСМЭ (не менее 3-х человек) смогут поднять вопрос о несоответствии кандидата на должность. В таком случае этот вопрос будет рассматриваться на специальном заседании ВККС и ОСМЭ.

Решение о соответствии будет приниматься большинством от общего состава, при условии, что за него проголосовали не менее половины членов Общественного совета международных экспертов. В случае непринятия такого решения кандидат будет считаться таким, что прекратил участие в конкурсе.

Подсудность дел Высшего антикоррупционного суда

Уголовным кодексом Украины определены преступления, которые будут подсудны ВАС, если присутствует хотя бы одно из условий, предусмотренных п.п. 1-3 ч.5 ст. 216 УПК (в отношении Президента, членов КМУ, судей, прокуроров, государственных служащих категории А и тд.).

Преступления, предусмотренные статьями:

- 191 "Присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением",

- 206-2 "Противоправное завладение имуществом предприятия, учреждения, организации",

- 209 "Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем",

- 210 "Нецелевое использование бюджетных средств, осуществление расходов бюджета или предоставление кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышением",

- 211 "Издание нормативно-правовых актов, уменьшающих поступления бюджета или увеличивают расходы бюджета вопреки закону",

- 262 "Похищение, присвоение, вымогательство огнестрельного оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ или радиоактивных материалов, или завладение ими путем мошенничества или злоупотреблением служебным положением",

- 308 "Похищение, присвоение, вымогательство наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, или завладение ими путем мошенничества или злоупотребления служебным положением",

- 312 "Похищение, присвоение, вымогательство прекурсоров или завладение ими путем мошенничества или злоупотребления служебным положением",

- 313 "Похищение, присвоение, вымогательство оборудования, предназначенного для изготовления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, или завладение им путем мошенничества или злоупотребления служебным положением и другие незаконные действия с таким оборудованием",

- 320 "Нарушение установленных правил обращения наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров",

- 354 "Подкуп работника предприятия, учреждения или организации",

- 357 "Похищение, присвоение, вымогательство документов, штампов, печатей, завладение ими путем мошенничества или злоупотребления служебным положением или их повреждение",

- 364 "Злоупотребление властью или служебным положением",

- 364-1 "Злоупотребление полномочиями служебным лицом юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы",

- 365-2 "Злоупотребление полномочиями лицами, которые предоставляют публичные услуги",

- 366-1 Декларирование недостоверной информации.

- 368 "Принятие предложения, обещания или получения неправомерной выгоды должностным лицом",

- 368-2 "Незаконное обогащение",

- 368-3 "Подкуп служебного лица юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы",

- 368-4 "Подкуп лица, которое предоставляет публичные услуги",

- 369 "Предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды служебному лицу",

- 369-2 "Злоупотребление влиянием",

- 410 "Похищение, присвоение, вымогательство военнослужащим оружия, боевых припасов, взрывчатых или других боевых веществ, средств передвижения, военной и специальной техники или другого военного имущества, а также завладение ими путем мошенничества или злоупотребления служебным положением" Уголовного кодекса Украины, в случае их совершения путем злоупотребления служебным положением.

Другие суды не имеют права рассматривать уголовные производства в отношении преступлений, которые отнесены к подсудности Высшего антикоррупционного суда.

Исключение составят производства в отношении коррупционных преступлений, совершенных судьями или работниками Высшего антикоррупционного суда, такие преступления будут рассматриваться апелляционными судами г. Киева. Апелляция может быть подана в апелляционный суд, который будет определяться коллегией судей Кассационного Верховного уголовного Суда.

Количество судей

Количество судей ВАС будет определяться в соответствии с Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей», но в переходных положениях указано, что суд начнет работу при условии назначения по результатам конкурса менее 35 судей ВАС, в том числе по меньшей мере 10 из которых должны быть судьями Апелляционной палаты ВАС.

Юрисдикция Высшего антикоррупционного суда будет распространяться на всю территорию Украины, хотя сам суд будет находиться в г. Киеве.

Из числа судей Высшего антикоррупционного суда, которые рассматривают дела в первой инстанции, предлагается избирать следственных судей сроком на 1 год без права переизбрания 2 года подряд.

Особенности статуса судей ВАС

Судьям нового суда помимо общих гарантий будут предоставляться следующие гарантии:

- в случае необходимости оказание круглосуточной охраны (личной и служебного жилья);

- жилье будет оснащаться сигнализацией и кнопкой тревожной сигнализации;

- служебные помещения должны будут оснащаться современными средствами безопасности;

- судей, у которых не будет своего жилья в столице планируют обеспечивать служебным жильем на время пребывания на должности (без возможности будущей приватизации).

Кроме того, в Законе предусмотрено проведение мониторинга добропорядочности судей (проверка деклараций, мониторинг образа жизни судьи и его семьи). Следует отметить, что в законопроекте также предусматривалось прохождение судьями проверки на детекторе лжи, но данную норму было исключено.

Также, интересной является норма в переходных положениях закона, которой предлагается дополнить переходные положения УПК Украины следующей нормой «судебное рассмотрение уголовных производств в отношении преступлений, отнесенных настоящим Кодексом к подсудности ВАС, которые начаты в судах первой и/или апелляционной инстанций и не закончены до дня начала работы ВАС, продолжаются в этих судах. Указанные уголовные производства не могут быть переданы в Высший антикоррупционный суд». Следовательно, апелляция состоится в судах общей юрисдикции, а не в апелляционной палате Высшего антикоррупционного суда, что уже вызвало немалый резонанс среди антикоррупционеров.

И так, подводя итоги следует отметить что ВАС должен быть сформирован в течение 12 месяцев со дня вступления в силу Закона. О том будет ли он эффективен в своих полномочиях мы узнаем только спустя как минимум полгода его работы.

 

 

Юлия Макаровец

помощник юриста АО"КФ"ДОМИНАНТА"

Теги: ВАС, антикоррупционный суд, закон

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).

Второе пришествие и «Каста проклятых»?

11 сентября Верховная Рада 316 голосами приняла пакет поправок к законам по вопросу конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или органов местного самоуправления. Изучение публикаций в СМИ по этому поводу выявило ряд неточностей в толковании журналистами законопроекта, поэтому мы решили подготовить юридический анализ документа. Тем более что с учётом уникальности нового парламента, принимающего все что спускают из Офиса Президента, вероятность изменений в нём во втором чтении минимальна.

Легализация теневых доходов - главное о новом законопроекте

Сама идея «нулевой» декларации не нова и активно обсуждается уже с 2015 года, но именно сейчас благодаря уникальной расстановке сил в парламенте законопроект № 1232 имеет все шансы быть принятым в самые сжаты сроки. Итак, какие теневые доходы смогут легализовать наши граждане и на каких условиях?

Действие закона распространяется только на доходы физических лиц, полученные до 31 декабря 2018 года за исключением:

  • доходов государственных служащих, полученных в период пребывания в должности;
  • доходов от преступной деятельности;
  • доходов, по которым налоговым органом было самостоятельно начислены суммы обязательств и оформлено налоговое уведомление-решение