Доминанта

Взыскать пеню – теперь и с банка

7 апр. 2017

Судебные споры между заемщиками и банками на сегодняшний день являются одними из самых распространенных в Украине.

Очень часто начисленная банками пеня за просрочку обязательства в подобных спорах составляет существенную часть долга, а иногда и превышает размер основной просрочки по кредиту и процентам.

Вместе с тем, нередки случаи, когда сам банк не исполняет надлежащим образом обязанности по возврату суммы депозита, тем самым позволяя его вкладчику предъявить к нему требования о взыскании пени.

Так, в постановлении от 13 марта 2017 года по делу № 6-2128цс16 Верховный Суд Украины сделал вывод о возможности взыскания с банка пени вследствие неисполнения последним своих обязанностей по договору банковского вклада (депозита).

В мае 2015 года гражданин обратился в суд с иском к Публичному акционерному обществу «Банк «Финансы и кредит» о возврате депозитного вклада.

Между истцом и ПАО «Банк «Финансы и кредит» был заключен договор о банковском срочном вкладе (депозит), по условиям которого ответчик принял от вкладчика денежную сумму сроком до 27 апреля 2015 года с уплатой процентов по ставкам, предусмотренных указанным договором.

Ссылаясь на то, что после окончания действия договора банковского вклада истец неоднократно обращался к ответчику с заявлениями о возврате средств и начисленных процентов, однако ответчик не выполнил своих обязательств в полном объеме, истец просил взыскать с ответчика сумму долга по основной задолженности, а также 3% пени за просрочку обязательства на основании статьи 10 Закона Украины «О защите прав потребителей».

Частично удовлетворяя требования истца и отменяя решения судов предыдущих инстанций, Верховный Суд Украины выходил из следующего.

Согласно пункту 4.1 указанного договора банковского вклада в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий настоящего договора стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Украины.

Исходя из общих положений ГК Украины пеней является неустойка, которая исчисляется в процентах от суммы несвоевременно выполненного денежного обязательства за каждый день просрочки исполнения.

Пеня является видом ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства, которая, кроме возмещения убытков после совершенного нарушения по выполнению обязательства, предусматривает дополнительную стимулирующую функцию для добросовестного исполнения обязательства.

При этом, согласно Закона Украины «О защите прав потребителей» потребитель - это физическое лицо, которое приобретает, заказывает, использует или намеревается приобрести или заказать продукцию для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью или выполнением обязанностей наемного работника; продукция - это любое изделие (товар), работа или услуга, которые изготавливаются, выполняются или предоставляются для удовлетворения общественных потребностей; услугой является деятельность исполнителя по предоставлению (передаче) потребителю определенного договором материального или нематериального блага, осуществляется по индивидуальному заказу потребителя для удовлетворения его личных потребностей; исполнитель - предприятие, выполняющее работы или оказывающее услуги.

Согласно части пятой статьи 10 Закона Украины «О защите прав потребителей» в случае, если исполнитель не может выполнить (просрочивает выполнение) работу (предоставление услуги) согласно договору, за каждый день (каждый час, если продолжительность выполнения определена в часах) просрочки потребителю уплачивается пеня в размере трех процентов стоимости работы (услуги), если иное не предусмотрено законодательством. В случае если стоимость работы (услуги) не определена, исполнитель уплачивает потребителю неустойку в размере трех процентов общей стоимости заказа.

Уплата исполнителем неустойки (пени), установленной в случае неисполнения, просрочки исполнения или иного ненадлежащего исполнения обязательства, не освобождает его от исполнения обязательства в натуре.

Анализ указанных норм материального права свидетельствует о том, что вкладчик по договору банковского вклада (депозита) является потребителем финансовых услуг, а банк - их исполнителем и несет ответственность за ненадлежащее предоставление этих услуг, предусмотренную частью пятой статьи 10 Закона Украины «О защите прав потребителей », а именно уплату пени в размере 3% стоимости услуги за каждый день просрочки.

Стоит отметить, что подобные выводы уже были сделаны Верховным Судом Украины и в постановлениях от 28 сентября 2016 года по делу № 6-1699цс16, 01 июня 2016 года по делу № 6-2558цс15.

Таким образом, в случае, если Вы попали в похожую ситуацию, можете смело обращаться в суд за защитой своих прав и интересов, а помогут Вам в этом специалисты АФ «Доминанта».

  

   Виталий Булат 

   ведущий юрист ОА "АФ "ДОМИНАНТА"

 

Теги: депозит, пеня

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Второе пришествие и «Каста проклятых»?

11 сентября Верховная Рада 316 голосами приняла пакет поправок к законам по вопросу конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или органов местного самоуправления. Изучение публикаций в СМИ по этому поводу выявило ряд неточностей в толковании журналистами законопроекта, поэтому мы решили подготовить юридический анализ документа. Тем более что с учётом уникальности нового парламента, принимающего все что спускают из Офиса Президента, вероятность изменений в нём во втором чтении минимальна.

Легализация теневых доходов - главное о новом законопроекте

Сама идея «нулевой» декларации не нова и активно обсуждается уже с 2015 года, но именно сейчас благодаря уникальной расстановке сил в парламенте законопроект № 1232 имеет все шансы быть принятым в самые сжаты сроки. Итак, какие теневые доходы смогут легализовать наши граждане и на каких условиях?

Действие закона распространяется только на доходы физических лиц, полученные до 31 декабря 2018 года за исключением:

  • доходов государственных служащих, полученных в период пребывания в должности;
  • доходов от преступной деятельности;
  • доходов, по которым налоговым органом было самостоятельно начислены суммы обязательств и оформлено налоговое уведомление-решение

 

Перевірки Держпраці: версія 2.0. Що змінилося?

Кабінет Міністрів України своєю Постановою № 823 від 21 серпня 2019 р. «Деякі питання здійснення державного нагляду та контролю за додержанням законодавства про працю» (далі – Постанова № 823), затвердив новий порядок, за яким будуть здійснюватися перевірки додержання законодавства про працю.

Повноваження щодо проведення перевірок знову отримали не тільки інспектори самої Держпраці, але й інспектори праці органів самоврядування.