Доминанта

«За закрытыми дверями». Новые методы противодействия домашнему насилию и насилию по половому признаку

7 февр. 2019

С введением в действие нового процессуального законодательства, а также Законов Украины «О предотвращении и противодействии домашнему насилию» и «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин» введен новый институт «ограничительного предписания».

Данный институт предназначен для урегулирования ситуаций, возникающих в частных семейных отношениях, а именно в тех, которые связаны с совершением домашнего насилия и насилия по половому признаку.

Согласно законодательству, ограничительное предписание относительно обидчика - это установленная в судебном порядке мера временного ограничения прав или возложение обязанностей на лицо, совершившее домашнее насилие или насилие по половому признаку, которое направлено на обеспечение безопасности пострадавшего лица.

Совокупность факторов, которые могут свидетельствовать о фактах совершения такого насилия значительно обширное и определяется следующими понятиями:

- домашнее насилие - это деяния (действия или бездействие) физического, сексуального, психологического или экономического насилия, совершаемые в семье или в пределах места жительства или между родственниками, или между бывшим или нынешним супругами или между другими лицами, которые совместно проживают (проживали) одной семьей, но не находятся (не состояли) в родственных отношениях или в браке между собой, независимо от того, проживает (проживало) лицо, совершившее домашнее насилие, в том же месте, что и пострадавшее лицо, а также угрозы совершения таких деяний;

- насилие по половому признаку - это деяния, направленные против лиц по причине их половых признаков, или распространены в обществе обычаи или традиции (стереотипные представления о социальных функциях (положение, обязанности и т.д.) женщин и мужчин), или деяния, касающиеся преимущественно лиц определенного пола или, которые затрагивают их непропорционально, которые наносят физический, сексуальный, психологический или экономический ущерб или страдания, включая угрозы таких действий, в публичной или частной жизни.

Стоит отметить о том, что законодательное урегулирование таких жизненных ситуаций касается и несовершеннолетних, что означает, что ограничивающее предписание может выдаваться и в отношении лиц, не достигших 18 лет.

Получение ограничительного предписания осуществляется по судебной процедуре, путем подачи заявления о выдаче ограничительного предписания, по месту жительства (пребывания) лица, пострадавшего от насилия.

Заявление о выдаче ограничительного предписания рассматривается судом с участием заявителя и заинтересованных лиц. В случае, если участие заявителя представляет угрозу дальнейшей дискриминации или насилия для него, дело может рассматриваться без его участия.

Суд рассматривает дело о выдаче ограничительного предписания не позднее 72 часов после поступления заявления о выдаче ограничительного предписания в суд.

Рассмотрев заявление о выдаче ограничительного предписания, суд принимает решение об удовлетворении заявления или об отказе в ее удовлетворении.

В случае удовлетворения заявления суд выдает ограничительное предписание в виде одного или нескольких мер временного ограничения прав лица, совершившего домашнее насилие или насилие по признаку пола на срок от одного до шести месяцев, а именно:

       - запрет находиться в месте совместного проживания (пребывания) с пострадавшим лицом;

    - устранение препятствий в пользовании имуществом, являющимся объектом права общей совместной собственности или личной частной собственностью пострадавшего лица;

     - ограничение общения с пострадавшим ребенком;

     - запрет приближаться на определенное расстояние к месту жительства (пребывания), учебы, работы, других мест частого посещения пострадавшим лицом;

     - запрет лично и через третьих лиц разыскивать пострадавшее лицо, если оно по собственному желанию находится в месте, неизвестном обидчику, преследовать его и в любой способ общаться с ним;

     - запрет вести переписку, телефонные переговоры с пострадавшим лицом или контактировать с ним через другие средства связи лично и через третьих лиц.

Важным есть то, что пострадавшее лицо может требовать от обидчика компенсации его затрат на лечение, получения консультаций или затрат на аренду жилья, если пострадавшее лицо снимает (снимало) его с целью предупреждения совершения в отношении него домашнего насилия, а также периодических расходов на его содержание, содержание детей или других членов семьи, находящихся (находившихся) в содержании обидчика, в порядке, предусмотренном законодательством.

Решение суда о выдаче ограничительного предписания подлежит немедленному исполнению, а его обжалование не приостанавливает его исполнение.

А также, по заявлению лиц ограничительное предписание может быть продлено судом на срок не более шести месяцев после истечения срока, установленного решением суда.

Контроль за выполнением предписания осуществляют органы национальной полиции. Поскольку, о выдаче или продлении ограничительного предписания суд не позднее следующего дня, со дня принятия решения уведомляет уполномоченные подразделения органов Национальной полиции Украины по месту жительства (пребывания) заявителя для взятия лица, в отношении которого выдано или продлено ограничительное предписание, на профилактический учет, а также районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации и исполнительные органы сельских, поселковых, городских, районных в городах советов по месту жительства (пребывания) заявителя.

Касательно судебной практики рассмотрения таких категорий дел, можем сказать о том, что этот вопрос остается открытым. В данный момент, судебная практика только начинает развиваться и напрямую зависит от того, будет ли иметь обиженное лицо психологическую свободу и волю, для того чтобы не бояться, а все же обратиться за правовой помощью для защиты неимущественные прав в отношении себя и своих близких.

 Виктория Пинчук

 адвокат АО "КФ "ДОМИНАНТА"

Теги:

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


«ФІКТИВНИЙ ДАР». УХИЛЕННЯ БОРЖНИКА ВІД ФІНАНСОВОЇ ВІДПОВІДАЛЬНОСТІ.

На сьогодні в Україні одним із найпоширеніших механізмів ухилення боржників від фінансової відповідальності є навмисне відчуження майна на користь третіх осіб.

Не раз, після численних та довгострокових судових тяганин, кредитор залишається ні з чим, маючи «на руках» ухвалене судове рішення, що набрало законної сили про стягнення з боржника коштів.

Все тому, що існує певний спірний «законний» механізм, яким не нехтують недобросовісні дебітори.

Какие изменения планируются в сфере лицензирования?

Законодательная деятельность Верховной Рады Украины нового созыва набирает неслыханные обороты. В эпоху таких новшеств главная задача – не упустить важные законодательные изменения, непосредственно связанные с регулированием хозяйственной деятельности. 13 сентября 2019 года депутаты приняли за основу со сокращенным сроком подготовки законопроект № 1060 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности». Учитывая, что он определен Президентом как неотложный, данный законопроект с очень высокой вероятностью будет принят уже в ближайшее время.

Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).