Доминанта

Закон о Конституционном Суде - новации

19 июля 2017

В продолжение осуществления конституционной реформы в части правосудия, 13.07.2017 г. Верховной Радой Украины принят во втором чтении Закон Украины «О конституционном Суде», который включает в себя ряд интересных новаций. Сегодня мы рассмотрим наиболее интересные из них.

1. Изменен подход к назначению судей Конституционного Суда Украины (далее КСУ)

И хотя количественный состав судей КСУ остался прежним – 18 судей, по 6 кандидатов от Президента Украины, Верховной Рады Украины и Съезда судей, законом предусматриваются конкурсные основы назначения судей, что кстати предусмотрено и самой Конституцией Украины. Для назначения судей КСУ Президентом, он должен будет сначала создать конкурсную комиссию, в Верховной Раде данным вопросом занимается соответствующий комитет, кандидатов от Съезда судей отбирает Рада судей. Кандидаты в судьи КСУ самостоятельно подают заявления и необходимые документы в Конкурсную комиссию, комитет ВР или Раду судей, которые в последующем проверяют кандидата на соответствие его требованиям к судье КСУ, установленные Конституцией Украины и дают в отношении каждого кандидата соответствующие рекомендации.

2. Изменены полномочия КСУ

Во-первых, установлено, что КСУ будет осуществлять официальное толкование только Конституции Украины (в действующем Законе о КСУ предусматривалась возможность толкования и Законов Украины);

Во-вторых, введено такое полномочие как решение вопросов о соответствии Конституции Украины законов Украины (их отдельных положений) по конституционной жалобе лица, которое считает, что примененный в окончательном судебном решении в его деле закон Украины противоречит Конституции Украины. Предыдущая редакция Закона предусматривала возможность обращения физических и юридических лиц  в форме «конституционного обращения» и не содержала таких ограничений как наличие окончательного судебного решения в его деле. Напомним, что возможность стать субъектом конституционного судопроизводства появилась после внесения поправок в Конституцию Украины Законом от 2 июня 2016 року, и дополнения Конституции статьей 151-1, которая предусматривала обращение с конституционной жалобой.

Следует обратить внимание, что полномочия КСУ установлены непосредственно Конституцией Украины (ст. 150), которая определяет три основных компетенции КСУ -  1) определение вопросов о соответствии Конституции Украины законов и иных актов ВРУ, актов Президента Украины, актов КМУ и ВР АРК 2) официальное толкование Конституции Украины, 3) иные полномочия, предусмотренные Конституцией Украины.

Таким образом, можно утверждать, что сам Закон «О Конституционном суде Украины» на сегодняшний момент не в полной мере соответствует Конституции Украины!

Вместе с тем, считаем, что более детальная регламентация права физических и юридических лиц на конституционные обращения, будет полезной для нашей правовой системы. Данный закон четко регламентирует порядок открытия и отказа в возбуждении конституционных производств, в частности по конституционным жалобам.

Присутствуют в данном законе и элементы снижения неприкосновенности судей КСУ. Так, в действующей редакции закона (ст. 28) судью Конституционного Суда Украины нельзя было задержать или арестовать без согласия Верховной Рады Украины до вынесения обвинительного приговора судом. В принятом 13.07.2017 г. законопроекте (ст.24) судья КСУ без согласия Суда (наверное, имеется в виду КСУ) не может быть задержан или содержаться под стражей до вынесения обвинительного приговора судом за исключением задержания Судьи во время или же сразу после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления. Решение о предоставлении согласия на задержание, удерживание под стражей или арест судьи Суд решает на специальном пленарном заседании в форме Постановления.

Напоследок, хочется отметить, что как и большинство законодательных актов нашей страны, принятый закон о Конституционном суде, как всегда содержит очень много неточных, оценочных понятий, от которых, конечно же, в правовом государстве следовало бы отходить. В данном случае речь идет о таких понятиях как «высокие моральные качества», «правник» с признанным уровнем компетентности», «без промедления».  

 

   

   

   Виталий Цвигун 

   руководитель судебной практики, адвокат АО "КФ "ДОМИНАНТА" 

 

Теги: КСУ, Закон о КСУ

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Парковка по-новому теперь и в Одессе!

Итак, свершилось! Начиная с 9 сентября уже и в Одессе наконец-то начали работать в полной мере инспекторы по парковке. И если ранее они только оставляли нарушителям правил парковки письменные предупреждения и пытались увещевать их словесно, то отныне уже будут выписывать штрафы в сумме 255-ти или 510-ти гривен (первый — за стоянку в зоне действия дорожного знака "Остановка запрещена", второй же — за нарушения правил парковки, результатом которых может стать эвакуация автомобиля, о чём будет сказано ниже).

Второе пришествие и «Каста проклятых»?

11 сентября Верховная Рада 316 голосами приняла пакет поправок к законам по вопросу конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или органов местного самоуправления. Изучение публикаций в СМИ по этому поводу выявило ряд неточностей в толковании журналистами законопроекта, поэтому мы решили подготовить юридический анализ документа. Тем более что с учётом уникальности нового парламента, принимающего все что спускают из Офиса Президента, вероятность изменений в нём во втором чтении минимальна.

Легализация теневых доходов - главное о новом законопроекте

Сама идея «нулевой» декларации не нова и активно обсуждается уже с 2015 года, но именно сейчас благодаря уникальной расстановке сил в парламенте законопроект № 1232 имеет все шансы быть принятым в самые сжаты сроки. Итак, какие теневые доходы смогут легализовать наши граждане и на каких условиях?

Действие закона распространяется только на доходы физических лиц, полученные до 31 декабря 2018 года за исключением:

  • доходов государственных служащих, полученных в период пребывания в должности;
  • доходов от преступной деятельности;
  • доходов, по которым налоговым органом было самостоятельно начислены суммы обязательств и оформлено налоговое уведомление-решение