Доминанта

Закон об ООО: игра по новым правилам (акцент на главном)

3 мая 2018

В данной статье мной будут рассмотрены положения Закона об ООО касательно: формирования уставного капитала; порядка определения необходимого количества голосов для принятия решений на общем собрании;вопросов для принятие которых участники единогласно должны проголосовать «ЗА»; механизмов защиты прав миноритариев; соотношения доли участника с объемом прав при голосовании.

Уставной капитал: источники формирования и дополнительные вклады.

Закон об ООО отменяет запрет на формирование уставного капитала за счет средств, полученных в кредит или под залог (кроме случаев предоставления займа для формирования уставного капитала участнику самим ООО или же займа участнику, по которому общество выступает поручителем), а также запрет на зачет встречных требований ООО и участником при внесении вклада в уставный капитал. Также Закон об ООО прямо позволяет увеличивать уставный капитал за счет нераспределенной прибыли, что значительно упрощает порядок его реинвестирования. При таком увеличении соотношение долей участников не подлежит изменению.

Если речь идет о внесении имущественного вклада, его оценка должна быть утверждена единогласным решением общего собрания участников, в которых приняли участие все участники общества. Независимая оценка эксперта в таком случае не является обязательной, что дает участникам возможность самостоятельно определить стоимость движимого или недвижимого имущества.

Подлежит уменьшению срок внесения доли в уставной капитал.

На сегодняшний день участники имеют право в течении года со дня создания общества внести свой вклад в уставной капитал. Данный срок по закону будет ограничен 6-ю месяцами, но уставом может быть уставлен другой срок (как больше, так и меньше). Закон об ООО предусматривает наступления жестких последствий за нарушение сроков внесения вклада, вплоть до исключения участника, который просрочил оплату. В случае частичного внесения вклада, обществом решается вопрос о том, будет ли участник лишен участия в обществе полностью или его доля будет уменьшена до размера внесенной части вклада. В случае наличия задолженности участника по внесению вклада и после получения уведомления от общества о наличии такой задолженности – голоса такого участника не учитываются при принятии решения о его исключении, но только по этому вопросу. В ином случае голоса участника, имеющего задолженность, будут учитываться в полном объеме до тех пор, пока не будет принято решение о его исключении или уменьшении доли.

При увеличении уставного капитала за счет дополнительных вкладов номинальная стоимость доли участника общества может быть увеличена на сумму, равную или меньшую стоимости дополнительного вклада такого участника. Иными словами, доля не обязательно должна соответствовать денежной оценке вклада. Напротив, вклад в уставный капитал можно будет вносить в размере, превышающем номинальную стоимость доли. Например, это дает возможность увеличить долю Петрова и Иванова на 10% в уставном капитале общества при том, что оба внесли дополнительный вклад в разном размере. Такое положение можно применять в случае, когда Петров готов инвестировать денежные средства в предприятие, а Иванов за счет своих личных качеств и навыков способен увеличить объем капитала общего бизнеса и при этом они договорились о получении дивидендов в равном размере.

Определение количества голосов при голосовании.

Согласно части 3 ст. 29 Закона об ООО каждый участник общества на общем собрании участников имеет количество голосов, пропорциональное размеру его доли в уставном капитале общества, если иное не предусмотрено уставом. Именно это «если» предоставляет возможность разорвать связь между размером доли и правом управлять ООО путем голосования на общем собрании. Закон об ООО предоставляет возможность определить разное количество голосов участников, необходимое для принятия решений по различным вопросам. Например, по общему правилу участник имеет количество голосов пропорционально его доли, а вот для определенного перечня вопросов или конкретного вопроса в уставе можно предусмотреть, что он наделяется большим или меньшим количеством голосов нежели размер его доли. Такую возможность необходимо закрепить в уставе и, например, детализировать вопросы относительно количества голосов в корпоративном договоре.

Один из важных вопросов для ООО с несколькими независимыми участниками - это какое минимальное количество голосов дает возможность принимать решение на общем собрании общества.

Согласно нормам действующего законодательства, работает такое правило - общее собрание правомочно принимать решения, если на нем присутствуют участники, владеющие 50% + от всего количества голосов. В случае, если в обществе нет доли государства, то от общего правила можно отойти и установить по сути любое количество голосов для определения кворума, хоть 20%+.

Закон об ООО не содержит определения термина кворум. При любом количестве голосов собрание вправе рассматривать вопросы повестки дня. Однако минимальное количество голосов, необходимое для принятия решений на общем собрании участников составляет 50% + от общего количества голосов. Существует возможность устанавливать в уставе иное количество голосов для принятия отдельных решений общим собранием участников, по сравнению с тем, что требуется по закону. Такая возможность не распространяется на вопросы, требующих единогласного решения, к которым отнесены:

  • определение стоимости неденежного вклада в уставной капитал общества;
  • изменение положений устава касательно сроков внесения вклада и дополнительного вклада;
  • внесение дополнительных вкладов без соблюдения пропорций долей участников, право только определенных участников внести дополнительный вклад или вовсе пропустить этап внесение дополнительного вклада участниками;
  • принятие решений о: заключении оплатного договора при покупке обществом доли участника, выплате дивидендов в иной форме, нежели денежная, перераспределении долей участников;
  • изменение в уставе порядка реализации преимущественного права участника общества или вовсе отмены такого права, установление требования о получении согласия других участников общества на продажу доли или ее части;
  • установление в уставе: иного количества голосов, нежели по Закону об ООО, необходимых для принятия решений (не ниже чем 50%+ и за исключением вопросов, которые требуют единогласного решения); порядка согласования сделок с заинтересованностью, ограничений касательно изменения соотношений долей участников;
  • внесение в устав положений относительно сроков (отменных от Закона об ООО), порядка, размеров, способов проведения расчетов с участником, который выходит с общества, а также порядка выбора субъекта оценочной деятельности для определения стоимости доли.

Через определение круга вопросов, по которым требуется единогласное решение участников общества, предусмотрена защита прав миноритарных собственников. Это, по сути, предоставляет миноритарию право «вето» по ключевым вопросам, которые могут сузить объем его прав, определенных законом, и в тоже время наделяет возможностью заблокировать принятие важных вопросов руководствуясь всего лишь не всегда обоснованным «внутренним убеждением».  Дополнительно защите интересов миноритарных участников будет служить правило о неизменности пропорций долей участников при увеличении размера уставного капитала за счет нераспределенной прибыли общества. При уменьшении размера уставного капитала по решению общества соотношение размеров долей участников в уставном капитале не будет изменятся.

В следующей публикации будут рассмотрены вопросы выхода и исключения участника из общества, наследования корпоративных прав, право кредитора осуществить взыскание на корпоративные права и другие.

 

  

 

    Игорь Козак 

   юрист АО "КФ "ДОМИНАНТА" 

Теги: ООО, закон об ООО, ТОВ

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 2 оценок.




Другие новости


Як будуть перевіряти працевлаштування інвалідів?

Нещодавно Кабінет Міністрів України своєю постановою  від 05 червня 2019 р.  № 466 змінив Порядок проведення перевірки підприємств, установ, організацій та фізичних осіб, які використовують найману працю.

Незаконное обогащение по-новому. Что предлагает законопроект Зеленского и почему Верховная Рада не спешит его рассматривать.

3 июня Президентом был внесён на рассмотрение Верховной Рады и определён как неотложный законопроект о незаконном обогащении № 10358.

Можливість визнання фізичної особи банкрутом як новела законодавства

Із прийняттям Кодексу України з процедур банкрутства в юридичній спільноті обговорюються актуальні питання і проблеми, пов’язані із цією сферою юридичної практики.