Доминанта

Законно ли вести наблюдение за своими работниками?

21 февр. 2018

В феврале 2018 Верховной Радой Украины получен проект Закона Украины «О внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины (относительно усиления гарантий права работника на приватность и тайну корреспонденции)».

Разработчики данного законопроекта считают, что Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года (далее - Конвенция) закрепила правило о том, что каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и корреспонденции. Органы государственной власти не могут вмешиваться в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц. При этом соответствующие предписания нашли свое закрепление в статье 32 Конституции Украины, которая указывает, что никто не может подвергаться вмешательству в его личную и семейную жизнь, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины. Кроме того, в соответствии с предписаниями статьи 31 Конституции Украины каждому гарантируется тайна переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции.

Несмотря на закрепление на конституционном уровне гарантий защиты права на приватность и тайну корреспонденции лица, остается открытым вопрос о сфере его применения: ограничивается ли указанное право сферой частной жизни или же распространяется и на сферу трудовых отношений, в частности, когда переписка, телефонные разговоры, другая корреспонденция осуществляются с помощью рабочих, а не личных средств связи? Действующее законодательство Украины четкого ответа на данный вопрос не содержит. В свою очередь, отсутствие нормативного регулирования указанной сферы правоотношений создает возможность установления полного контроля работодателя за работником, его рабочим местом и корреспонденцией без его ведома, что ставит последнего в невыгодное положение и создает риск нарушения работодателем прав работника на приватность и тайну корреспонденции.

Многочисленные решения Европейского суда по правам человека (далее - ЕСПЧ) отмечают, что видеонаблюдение за работниками на рабочем месте является значительным вмешательством в их частную жизнь, соответственно может быть оправданным только при условии соответствия закону, наличия легитимной цели и быть необходимым в демократическом обществе.

По поводу этого необходимо усилить гарантии защиты права работника на уважение частной жизни и тайну корреспонденции, приведя трудовое законодательство Украины в соответствие с международными стандартами и практикой Европейского суда по правам человека.

Указанным законопроектом предлагается установить в Кодексе законов о труде Украины дополнительные гарантии защиты прав работников на уважение частной жизни и тайны корреспонденции, а именно:

1) запретить видеонаблюдение за рабочим местом работника без предварительного его согласия, кроме тех случаев, когда видеонаблюдение осуществляется в целях обеспечения сохранности материальных ценностей работодателя;

2) гарантировать неприкосновенность корреспонденции работника, в частности, телефонных разговоров, электронной переписки, информации об использовании сети Интернет, осуществленных с помощью рабочих телефонов, компьютеров и т.д.;

3) гарантировать неприкосновенность персональных данных работника, сохраненных на жестком диске его рабочего компьютера.

Поэтому согласно предлагаемого законопроекта работодатель обязан будет проинформировать работника под расписку о формах и условиях контроля за его корреспонденцией.

  

 

   Виктория Криворучко 

   адвокат АО "КФ "ДОМИНАНТА"

Теги: видеонаблюдение, контроль над работником

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Зміни у сфері державної реєстрації нерухомості та корпоративних прав

Боротьба з рейдерством – один із основних меседжів нової влади. Так, початком практичних змін в даному напрямі має стати законопроект №1056-1 «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо захисту права власності», за який у другому читанні ВР проголосувала 03.10.2019 року. На дату публікації даної статті закон готується на підпис.

«Краще — ворог доброго» або трошки про «1210».

Ми продовжуємо розглядати законопроекти нової влади і на черзі один з найбільш одіозних документів – законопроект № 1210 під гарною назвою «Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо вдосконалення адміністрування податків, усунення технічних та логічних неузгодженостей у податковому законодавстві».

Щоправда, той поспіх, з яким Верховна Рада приймає закони, навряд чи дозволить усунути неузгодженості, а, скоріше за все, може їх тільки додати.

Про зміни, яких зазнає сфера фінансових послуг з набранням чинності новим законом

20 вересня 2019 року прийнято Закон України «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо захисту прав споживачів фінансових послуг» (Проект №1085-1), далі за текстом – Закон.

Нагадаємо, що в 2015 році майже аналогічний законопроект (Проект №2456-д) вже подавався на  розгляд Верховної Ради, був підготовлений до другого читання в 2017 році але так і залишився неприйнятим.

Ні для кого не буде новиною, що громадяни України мають досить невисокий рівень фінансової грамотності.