Доминанта

Законно ли вести наблюдение за своими работниками?

21 февр. 2018

В феврале 2018 Верховной Радой Украины получен проект Закона Украины «О внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины (относительно усиления гарантий права работника на приватность и тайну корреспонденции)».

Разработчики данного законопроекта считают, что Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года (далее - Конвенция) закрепила правило о том, что каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и корреспонденции. Органы государственной власти не могут вмешиваться в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц. При этом соответствующие предписания нашли свое закрепление в статье 32 Конституции Украины, которая указывает, что никто не может подвергаться вмешательству в его личную и семейную жизнь, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины. Кроме того, в соответствии с предписаниями статьи 31 Конституции Украины каждому гарантируется тайна переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции.

Несмотря на закрепление на конституционном уровне гарантий защиты права на приватность и тайну корреспонденции лица, остается открытым вопрос о сфере его применения: ограничивается ли указанное право сферой частной жизни или же распространяется и на сферу трудовых отношений, в частности, когда переписка, телефонные разговоры, другая корреспонденция осуществляются с помощью рабочих, а не личных средств связи? Действующее законодательство Украины четкого ответа на данный вопрос не содержит. В свою очередь, отсутствие нормативного регулирования указанной сферы правоотношений создает возможность установления полного контроля работодателя за работником, его рабочим местом и корреспонденцией без его ведома, что ставит последнего в невыгодное положение и создает риск нарушения работодателем прав работника на приватность и тайну корреспонденции.

Многочисленные решения Европейского суда по правам человека (далее - ЕСПЧ) отмечают, что видеонаблюдение за работниками на рабочем месте является значительным вмешательством в их частную жизнь, соответственно может быть оправданным только при условии соответствия закону, наличия легитимной цели и быть необходимым в демократическом обществе.

По поводу этого необходимо усилить гарантии защиты права работника на уважение частной жизни и тайну корреспонденции, приведя трудовое законодательство Украины в соответствие с международными стандартами и практикой Европейского суда по правам человека.

Указанным законопроектом предлагается установить в Кодексе законов о труде Украины дополнительные гарантии защиты прав работников на уважение частной жизни и тайны корреспонденции, а именно:

1) запретить видеонаблюдение за рабочим местом работника без предварительного его согласия, кроме тех случаев, когда видеонаблюдение осуществляется в целях обеспечения сохранности материальных ценностей работодателя;

2) гарантировать неприкосновенность корреспонденции работника, в частности, телефонных разговоров, электронной переписки, информации об использовании сети Интернет, осуществленных с помощью рабочих телефонов, компьютеров и т.д.;

3) гарантировать неприкосновенность персональных данных работника, сохраненных на жестком диске его рабочего компьютера.

Поэтому согласно предлагаемого законопроекта работодатель обязан будет проинформировать работника под расписку о формах и условиях контроля за его корреспонденцией.

  

 

   Виктория Криворучко 

   адвокат АО "КФ "ДОМИНАНТА"

Теги: видеонаблюдение, контроль над работником

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Як будуть перевіряти працевлаштування інвалідів?

Нещодавно Кабінет Міністрів України своєю постановою  від 05 червня 2019 р.  № 466 змінив Порядок проведення перевірки підприємств, установ, організацій та фізичних осіб, які використовують найману працю.

Незаконное обогащение по-новому. Что предлагает законопроект Зеленского и почему Верховная Рада не спешит его рассматривать.

3 июня Президентом был внесён на рассмотрение Верховной Рады и определён как неотложный законопроект о незаконном обогащении № 10358.

Можливість визнання фізичної особи банкрутом як новела законодавства

Із прийняттям Кодексу України з процедур банкрутства в юридичній спільноті обговорюються актуальні питання і проблеми, пов’язані із цією сферою юридичної практики.