Доминанта

Запрос налоговой. Когда его можно проигнорировать, а когда вы обязаны отвечать?

20 марта 2017

Мы уже неоднократно поднимали вопросы проверок Государственной фискальной службой Украины субъектов предпринимательства и направления им запросов на предоставление документов. В этот раз предлагаем рассмотреть вопрос о правомерности направления налоговой запроса «О предоставлении информации и ее документального подтверждения» на примере реального случая (дело К/800/25008/16), когда плательщик налога пошел на принцип и оспорил действия фискалов в данной части.

Кратко о фабуле дела: налогоплательщику поступил налоговый запрос с требованием предоставить информацию и ее документальные подтверждения по финансово-хозяйственным отношениям. Однако, как позже выяснилось, налоговики «не на того напали», а налогоплательщик оспорил действия ГФС. Дело прошло три инстанции и окончательную точку в нем поставил ВАСУ, приняв сторону налогоплательщика.

Вынося решение, суд отметил следующее:

Вопрос компетенции ГФС в части направления запросов на предоставление информации урегулирован нормами Налогового кодекса Украины и Порядком, утвержденным постановлением Кабмина Украины от 27.12.2010 года № 1245.

Согласно п. 73.3 ст. 73 НК Украины п. 9 вышеуказанного Порядка органы государственной налоговой службы действительно имеют право обратиться к налогоплательщикам и другим субъектам информационных отношений с письменным запросом о предоставлении информации, но не просто так, а по определенным основаниям. Данный пункт содержит исчерпывающий перечень оснований для направления такого запроса, а также устанавливает, что запрос должен содержать:

  • указание на основания для направления запроса;
  • перечень запрашиваемой информации, перечень документов, которые предлагается предоставить;
  • печать контролирующего органа.

По смыслу п. 73.3 ст. 73 НК Украины письменный запрос о представлении информации направляется налогоплательщику в следующих случаях:

  1. когда по результатам анализа налоговой информации, полученной в установленном законом порядке, выявлены факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком налогового, валютного законодательства, законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы;
  2. для определения уровня цен на товары (работы, услуги) в контролированных операциях при проведении проверок и в других случаях, предусмотренных ст. 39 настоящего Кодекса;
  3. выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях, представленных налогоплательщиком;
  4. в отношении налогоплательщика подана жалоба о непредоставлении таким налогоплательщиком налоговой накладной покупателю или о нарушении правил заполнения налоговой накладной;
  5. при проведении встречной сверки;
  6. в других случаях, определенных этим Кодексом.

При этом положения абз. 11 п. 73.3 ст.73 НК Украины четко предусматривают как обязанность налогоплательщика предоставить такую информацию в течение одного месяца после получения запроса, так и освобождают от такой обязанности в случае, если запрос составлен с нарушением требований.

В рассматриваемом деле судом было проанализировано содержание запроса налоговой и установлено, что в нем не указано четко ни одного из шести определенных законом оснований для направления такого запроса. При этом суд не принял доводы налогового органа о том, запрос направлен истцу в связи с проведением встречной сверки его контрагента с целью выявить возможные нарушения им требований законодательства, о чем указано в запросе, поскольку налоговым органом не указано никаких сведений о выявленных фактах в анализе налоговой отчетности по НДС с использованием результатов автоматизированного сопоставления налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов данных ЕРНН, свидетельствующие о возможных нарушениях истцом или его контрагентами требований налогового, валютного законодательства, законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

Таким образом, суд фактически указал на то, что направление запроса на предоставление документов применяется не само по себе, а только в том случае если установлены другие основания для такой сверки.

Подытоживая все вышеперечисленное можно сказать, что вы имеете полное право не предоставлять ответ на запрос налоговой, который оформлен с нарушением требований действующего законодательства, однако ввиду того, что непредставление ответа на запрос является основанием для проверки - обязательно необходимо отвечать отказом с ссылками на нормы действующего законодательства.    

   

 

   Алексей Ющенко

   руководитель корпоративной практики АО "АФ "ДОМИНАНТА"

Теги: запрос, налоговая

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Життя після скасування мораторію на валютні кредити

Вже зовсім скоро, 21.10.2019 року, буде введений в дію Кодекс з процедур банкрутства. Після одного року з дня введення в дію цього нормативно-правового акту, з 21.10.2020 року, втратить чинність ЗУ «Про мораторій на стягнення майна громадян України, наданого як забезпечення кредитів в іноземній валюті». Це означає, що введений у 2014 році мораторій, який дозволяв тимчасово не платити валютному позичальнику за іпотечні кредити і при цьому почуватись у відносній безпеці, відійде у минуле.

Спрощений порядок отримання громадянства для іноземців

25 серпня 2019 року набуде чинності ЗУ «Про внесення змін до деяких законів України щодо правового статусу іноземців та осіб без громадянства, які брали участь у захисті територіальної цілісності та недоторканності України» (надалі – Закон).

Згаданий нормативно-правовий акт вносить зміни в ЗУ «Про правовий статус іноземців та осіб без громадянства», і вже з 25 серпня 2019 року іноземці та особи без громадянства, які надавали посильну допомогу на території проведення антитерористичної операції зможуть протягом шести місяців з дня набрання чинності нового Закону звернутись до Міграційної служби України із заявою про оформлення посвідки на тимчасове проживання строком на 3 роки.  

До них відносяться: іноземці та особи без громадянства, які надавали інструкторську допомогу, а також які брали участь у виконанні бойових або службових завдань антитерористичної операції та/або заходів із забезпечення національної безпеки і оборони, відсічі і стримування збройної агресії Російської Федерації у Донецькій та Луганській областях.

Наслідки перевищення обсягів доходу «спрощенців»

Серед найпоширеніших порушень, які виявляє ДФС під час перевірок ФОПів-єдинників одне з перших місць займає недотримання умов перебування на спрощеній системі оподаткування. Для кожної з трьох груп платників єдиного податку, які передбачені ПКУ для фізичних осіб, встановлено окремі критерії, одним з яких являється граничний обсяг доходу, який ФОП-єдинник може отримати протягом календарного року. Далі в статті більш детально зупинимось на даних обмеженнях та розглянемо, які подальші кроки ФОП - платника ЄП у разі перевищення обсягу доходу, визначеного для платника відповідної групи.