Превосходя Ваши ожидания
Одесса, пр-т Гагарина 12А, БЦ "Шевченковский", эт. 12

Запрос налоговой. Когда его можно проигнорировать, а когда вы обязаны отвечать?

20 марта 2017

Мы уже неоднократно поднимали вопросы проверок Государственной фискальной службой Украины субъектов предпринимательства и направления им запросов на предоставление документов. В этот раз предлагаем рассмотреть вопрос о правомерности направления налоговой запроса «О предоставлении информации и ее документального подтверждения» на примере реального случая (дело К/800/25008/16), когда плательщик налога пошел на принцип и оспорил действия фискалов в данной части.

Кратко о фабуле дела: налогоплательщику поступил налоговый запрос с требованием предоставить информацию и ее документальные подтверждения по финансово-хозяйственным отношениям. Однако, как позже выяснилось, налоговики «не на того напали», а налогоплательщик оспорил действия ГФС. Дело прошло три инстанции и окончательную точку в нем поставил ВАСУ, приняв сторону налогоплательщика.

Вынося решение, суд отметил следующее:

Вопрос компетенции ГФС в части направления запросов на предоставление информации урегулирован нормами Налогового кодекса Украины и Порядком, утвержденным постановлением Кабмина Украины от 27.12.2010 года № 1245.

Согласно п. 73.3 ст. 73 НК Украины п. 9 вышеуказанного Порядка органы государственной налоговой службы действительно имеют право обратиться к налогоплательщикам и другим субъектам информационных отношений с письменным запросом о предоставлении информации, но не просто так, а по определенным основаниям. Данный пункт содержит исчерпывающий перечень оснований для направления такого запроса, а также устанавливает, что запрос должен содержать:

  • указание на основания для направления запроса;
  • перечень запрашиваемой информации, перечень документов, которые предлагается предоставить;
  • печать контролирующего органа.

По смыслу п. 73.3 ст. 73 НК Украины письменный запрос о представлении информации направляется налогоплательщику в следующих случаях:

  1. когда по результатам анализа налоговой информации, полученной в установленном законом порядке, выявлены факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком налогового, валютного законодательства, законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы;
  2. для определения уровня цен на товары (работы, услуги) в контролированных операциях при проведении проверок и в других случаях, предусмотренных ст. 39 настоящего Кодекса;
  3. выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях, представленных налогоплательщиком;
  4. в отношении налогоплательщика подана жалоба о непредоставлении таким налогоплательщиком налоговой накладной покупателю или о нарушении правил заполнения налоговой накладной;
  5. при проведении встречной сверки;
  6. в других случаях, определенных этим Кодексом.

При этом положения абз. 11 п. 73.3 ст.73 НК Украины четко предусматривают как обязанность налогоплательщика предоставить такую информацию в течение одного месяца после получения запроса, так и освобождают от такой обязанности в случае, если запрос составлен с нарушением требований.

В рассматриваемом деле судом было проанализировано содержание запроса налоговой и установлено, что в нем не указано четко ни одного из шести определенных законом оснований для направления такого запроса. При этом суд не принял доводы налогового органа о том, запрос направлен истцу в связи с проведением встречной сверки его контрагента с целью выявить возможные нарушения им требований законодательства, о чем указано в запросе, поскольку налоговым органом не указано никаких сведений о выявленных фактах в анализе налоговой отчетности по НДС с использованием результатов автоматизированного сопоставления налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов данных ЕРНН, свидетельствующие о возможных нарушениях истцом или его контрагентами требований налогового, валютного законодательства, законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

Таким образом, суд фактически указал на то, что направление запроса на предоставление документов применяется не само по себе, а только в том случае если установлены другие основания для такой сверки.

Подытоживая все вышеперечисленное можно сказать, что вы имеете полное право не предоставлять ответ на запрос налоговой, который оформлен с нарушением требований действующего законодательства, однако ввиду того, что непредставление ответа на запрос является основанием для проверки - обязательно необходимо отвечать отказом с ссылками на нормы действующего законодательства.    

   

 

   Алексей Ющенко

   руководитель корпоративной практики АО "АФ "ДОМИНАНТА"

Теги: запрос, налоговая

Рейтинг страницы: 0/5 на основе 0 оценок.




Другие новости


Какие органы уполномочены проводить комплексные проверки трудоустройства сотрудников и чем это грозит предпринимателям (размеры штрафов)

Распоряжение Кабмина от 05.09.2018г «О мерах, направленных на детенизацию отношений в сфере занятости населения» вряд ли кто-то воспринял как гром среди ясного неба, ведь небо давно в этой сфере было пасмурным... В данной статье мы разберемся кого ждать предпринимателям в рамках предстоящих комплексных проверок и каковы полномочия каждого из ревизоров. Осуществлять контроль за соблюдением законодательства по вопросам труда поручено следующим органам: Государственной службе по вопросам труда, органам местного самоуправления, наделенным соответствующими полномочиями, ГФС и Пенсионному Фонду.

Факторы риска, повышающие вероятность проведения комплексной проверки по вопросам труда

Уже с начала октября бизнес ожидает новый этап «проверки на прочность», а именно усиление государственного контроля за оформлением трудовых отношений с наемными сотрудниками. Следует отметить, что конкретный план и порядок проведения данных «комплексных мероприятий, направленных на детенизацию занятости и доходов населения» пока не утвержден, но уже сегодня очевидно, что всем предпринимателям стоит провести серьезную подготовительную работу.

Распоряжение КМУ от 5 сентября 2018 г. - с октября бизнес подвергнут комплексным проверкам по вопросам труда

Прикрываясь благими намерениями, такими как защита трудовых прав работающих лиц и усиление дисциплины уплаты ЕСВ правительство инициирует очередную волну давления на бизнес. «О мерах, направленных на детенизацию отношений в сфере занятости населения» - именно так называется распоряжение, принятое Кабмином на заседании 5 сентября 2018 года. Согласно нему, уже менее чем через месяц, а именно с 5 октября, начнутся комплексные проверки предпринимателей с целью «детенизации рынка труда и совершенствования контроля за оформлением трудовых отношений с наемными работниками».