Доминанта

Правовое регулировании защиты инвестиций в Украине

1 нояб. 2017

Желание Украины развиваться в русле конкурентоспособной европейской страны обуславливает необходимость поиска источников, которые смогут обеспечить ее рост как экономически привлекательного социального государства. Одним из инструментов такого роста, несомненно, выступают инвестиции.

Инвестициями (согласно ЗУ «Об инвестиционной деятельности») являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой создается прибыль (доход) и/или достигается социальный и экологический эффект. Инвестиционные перспективы Украины очень велики, несмотря на некоторые сложности, связанные с реализацией самого процесса и его дальнейшей защитой.  

Инвестиционная деятельность, как никакая другая, является привлекательной как для резидентов, так и для нерезидентов, что обуславливает необходимость ее нормативной регламентации не только национальным, но и международным законодательством. Курс, принятый правительством Украины и направленный на либерализацию инвестирования с целью стимулирования инициативы инвесторов для способствования процветанию страны, осуществляется пока очень медленно и доверия, мягко говоря, не вызывает.

Законодательное поле, регулирующее данный вопрос, начало формироваться с принятием в 1991 году ЗУ «Об инвестиционной деятельности» (далее – Закон), в котором закреплены общие положения относительно осуществления инвестиционной деятельности на территории Украины. Закон носит больше декларативный характер и не содержит реальные механизмы защиты. Также в нем отсутствует определение органа, которым эта деятельность бы регулировалась.  

Далее, 1996 год ознаменовался принятием специального ЗУ «О режиме иностранного инвестирования», в котором целый раздел посвящен государственным гарантиям защиты иностранных инвестиций. Также в 1997 году Украиной была ратифицирована Конвенция о защите прав человека и основоположных свобод, в которой содержатся положения относительно уважения частной собственности, о стандартах защиты от риска отчуждения собственности инвесторов, запрет о дискриминации инвесторов.

Важнейшим договором в отрасли инвестирования является Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами, заключенная в 1965 году в Вашингтоне. Украиной она была ратифицирована в 2000 году, и является неотъемлемой частью законодательного массива, регламентирующего данные отношения. Одной из целей  Конвенции было создание Международного центра по урегулированию инвестиционных споров, с помощью которого предполагается разрешение споров  путем примирения и арбитража, если его участники предоставят свое письменное согласие. Документ призван, прежде всего, защитить интересы инвесторов и устранить риски, связанные с потерей ими своего имущества.

Следующим важным нормативно-правовым актом в сфере гарантий инвестиционной деятельности является Сеульская конвенция 1985 года об основании многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, основная цель которого – стимулирование потока инвестиций, особенно в развивающиеся страны, дополняя таким образом деятельность Международного банка реконструкции и развития. В данной Конвенции особое внимание уделяется совместному и повторному страхованию инвестиций, которое можно рассматривать как один из видов гарантий, который в Украине не приобрел должного распространения.

В наше время популярности набирают двусторонние соглашения по защите и способствованию инвестиций (Украина – Япония, Нидерланды, Австрия, Россия, Великобритания и т.д.). Данные соглашения направлены на проработку механизма инвестирования, в котором особое внимание уделяется разрешению возникающих между инвестором и государством споров. На законодательном уровне (ст. 3 ЗУ «О защите иностранных инвестиций») закреплено, что государство не может реквизировать иностранные инвестиции за исключением случаев, предусмотренных законом (стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий), такое решение о реквизиции иностранных инвестиций принимает КМУ. Компенсация, выплачиваемая в этих случаях иностранному инвестору, должна быть адекватной и эффективной (т. е. соответствовать размеру инвестируемых средств).

На сегодняшний день, одним из наиболее эффективных способов защиты прав инвесторов являются арбитражные и третейские суды (Международный арбитражный суд Международной торговой палаты, Арбитражный институт Торговой палаты г. Стокгольма, Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Украины, Международная постоянная палата Третейского суда). Однако в большинстве случаев необходимым условием для рассмотрения спора такими организациями является положение договора/контракта, предусматривающее такую возможность. В 2008 г. ОАО «Татнефть» подало иск в Международную постоянную палату Третейского суда. Российская компания требовала взыскать с Украины убытки, понесенные в результате перехода контроля над ПАО «Укртатнафта» в группу «Приват» в 2007 году. В ОАО «Татнефть» эти действия назвали рейдерским захватом. Иск ОАО «Татнефть» удовлетворён частично, сумма компенсации сокращена с 2,4 млрд. долларов, которые были в иске, до 1 млн. долларов.

Украина является лидером среди стран СНГ, как ответчик, в инвестиционных спорах, что в свою очередь негативно сказывается на ее репутации как страны, в которую готовы и хотят инвестировать.

Инвестиционный климат Украины формируется таким образом, что не дает необходимый уровень государственных гарантий для защиты инвестиций как отечественных, так и зарубежных инвесторов.  Инвесторы самостоятельно, либо с помощью квалифицированных специалистов должны продумать все варианты, которые сдобны максимально обезопасить свои инвестиции, начиная от выбора сферы инвестирования и заключения контракта до ответственности за его нарушение и порядка рассмотрения споров. Наработка определенной практики в данной сфере будет иметь положительное значение для инвесторов, способствуя притоку инвестиций без опасения их потери.

 

 

 

Ольга Койчева

юрист АО"КФ"ДОМИНАНТА"

Теги: защита инвестиций

Рейтинг страницы: 5/5 на основе 1 оценок.




Другие новости


Як будуть перевіряти працевлаштування інвалідів?

Нещодавно Кабінет Міністрів України своєю постановою  від 05 червня 2019 р.  № 466 змінив Порядок проведення перевірки підприємств, установ, організацій та фізичних осіб, які використовують найману працю.

Незаконное обогащение по-новому. Что предлагает законопроект Зеленского и почему Верховная Рада не спешит его рассматривать.

3 июня Президентом был внесён на рассмотрение Верховной Рады и определён как неотложный законопроект о незаконном обогащении № 10358.

Можливість визнання фізичної особи банкрутом як новела законодавства

Із прийняттям Кодексу України з процедур банкрутства в юридичній спільноті обговорюються актуальні питання і проблеми, пов’язані із цією сферою юридичної практики.