В данной статье мы разберемся с тем, какие основные требования устанавливает законодатель для рекламы и какие последствия могут быть за нарушение рекламного законодательства.
Стоит начать с того, что законодатель определил, что рекламой является сведение о лицах или же товарах, которые распространяются различными способами и предназначены для того, чтобы сформировать мнение или поддержать осведомленность потребителей относительно лиц или товаров.
Необходимо понимать, что реклама – это не только биллборды над дорогами и вывески в торговых центрах, реклама – это также информация соответствующего характера в интернете, в том числе и посты рекламного характера в социальных сетях (Instagram, Facebook и др.).
Статья 8 Закона Украины «О рекламе» определяет исчерпывающий перечень сведений, которые не могут быть использованы в рекламе, к таким сведениям относятся:
- Дискриминационные сведения о людях по их расовым, социальным религиозным, языковым и др. признакам;
- Психологические приемы, которые действуют непосредственно на подсознание человека и могут причинить ему вред;
- Изображение и другие сведения, в которых используется государственная символика;
- Также запрещено без наличия лицензий и сертификатов у рекламодателя, рекламировать товары, производство и продажа которых требует обязательной сертификации или лицензирования;
- Графическое изображение людей или их имен без их обязательного письменного согласия;
- Информация об услугах гадания и ворожения и другие.
Цены в рекламе должны указываться в национальной валюте гривне.
Также реклама не должна нарушать права интеллектуальной собственности третьих лиц. Помимо вышеописанных общих требований к рекламе, есть также специальные требования, которые распространяться на рекламу конкретных видов деятельности, их мы рассмотрим ниже.
Реклама концертов, гастролей, фестивалей
В рекламе данных услуг обязательным условием является упоминание об использовании/неиспользовании фонограммы. При этом такое упоминание должно занимать не менее 5% общей площади афиши или другого рекламного носителя.
Реклама о строительстве жилых домов
В данном виде рекламы обязательным условием является то, что рекламировать постройку жилого дома, который строится за негосударственные средства можно исключительно в том случае, если у рекламирующего субъекта есть документы, подтверждающие право собственности или пользования земельным участком, на котором строится здание и иная разрешительная документация на строительство.
Реклама медицинских услуг и препаратов
В такой рекламе запрещено использовать элементы, которые могут дать потребителю ложное впечатление о действии препарата и о том, что консультация у специалистов не является обязательной. В рекламе нельзя гарантировать лечебный эффект от употребления препарата и законодательством запрещена реклама лекарственных препаратов, которые отпускаются исключительно по рецепту врача.
Обязательными элементами любой рекламы являются упоминание о необходимости получения консультации у врача перед началом употребления препарата и ознакомление с инструкцией о применении. Достаточно распространенной в данном контексте является фраза: «Самолікування може бути шкідливим для вашого здоров’я», которая в свою очередь должна занимать не менее 15% от общей площади рекламного материала. Одним из самых распространённых нарушений в рекламе лечебных средств и препаратов, является изображение врачей или другого медицинского персонала вместе с упоминаниями о лекарстве и методиках лечения.
Реклама алкогольной продукции
Законодательством установлены достаточно жесткие ограничения по рекламе алкогольной продукции. Алкоголь нельзя рекламировать посредством наружной рекламы и печатных СМИ (кроме специализированных изданий). Реклама алкоголя по телевизору запрещена с 6 часов утра до 23 часов.Однако, законодатель не запрещает упоминание о производителе алкогольной продукции в рекламе мероприятия, в котором он выступает спонсором. *Детальнее со специальными ограничениями рекламы тех или иных видов деятельности можно ознакомится в разделе 3 Закона Украины «О рекламе».
Реклама скидок
Отдельно стоит упомянуть об информации о скидках. Логично, что, делая скидку на какой-либо товар, производитель желает, чтобы об этом узнали, как можно больше потенциальных потребителей. Стоит знать, что при рекламе скидок, обязательным условием является то, что в рекламе обязательно должны быть ведомости про:· место;· дату начала и конца скидки;· соотношение цены со скидкой к цене, по которой обычно реализуется товар. В противном случае, Ваша реклама может привлечь внимание не потребителей, а контролирующих органов.
Ответственность за нарушение рекламного законодательства
Законом Украины «О рекламе» предусмотрено, что ответственность за нарушение законодательства в сфере рекламы могут нести рекламодатели, распространители и производители рекламы. Заказчик рекламы несет ответственность непосредственно за содержание рекламного материала. Нарушая вышеописанные правила рекламодатель может быть привлечен к ответственности, которая составляет пятикратный размер от стоимости заказанной рекламы. Очевидным будет вопрос, а что если цену установить невозможно? Это связано с тем, что большинство дизайнеров и художников выполняют заказы, не прибегая к их договорному оформлению. В таком случае штраф будет составлять 300 необлагаемых минимумов доходов граждан (примерно 5400 грн.) и может быть удвоен за повторное нарушение. Важно помнить, что уполномоченный орган, который может накладывать штраф за нарушение рекламного законодательства, является Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей.
Подводя итог можно сделать вывод, что, соблюдая требования рекламного законодательства, которое является достаточно компромиссным, можно избежать нежелательных последствий в виде штрафов, и судебных разбирательств.
Федотов Максим
помощник юриста в АО «КФ«ДОМИНАНТА»
Другие публикации
Статья 43 Основного закона предусматривает право каждого на труд. Условия его реализации в зависимости от некоторых особенностей значительным образом отличаются. На начальном этапе реализации права на труд, сотрудник и работодатель оказываются перед выбором: устанавливать испытательный срок либо миновать этот этап. К испытательному сроку все относятся по-разному: одни в нем видят прихоть работодателя и определенное предвзятое отношение к себе, другие же рассматривают в нем возможность продемонстрировать все свои профессиональные качества и способности
Ценные бумаги являются особым объектом гражданских прав, который имеет двойственную правовую природу. Так, в юридической науке ценные бумаги рассматриваются, с одной стороны, как титул имущественных прав (т.е. как документ, подтверждающий те или иные права), с другой стороны, как движимое имущество.
Недавним решением от 16.04.2018 г. Верховный Суд подтвердил позицию о том, что не любой прокурор может обжаловать решение суда, вынесенное в рамках уголовного судопроизводства.