Далеко не все помнят о категории работников, трудоустройство которых является обязательным, а за отказ в приеме их на работу тоже установлены немалые штрафы. Речь идет об инвалидах. Их статус определен Законом Украины «Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине».
В соответствии со ст. 2 данного Закона, лицом с инвалидностью является лицо со стойким расстройством функций организма, которое при взаимодействии с внешней средой может приводить к ограничению его жизнедеятельности, в результате чего государство обязано создать условия для реализации им прав наравне с другими гражданами и обеспечить его социальную защиту. Дискриминация по признаку инвалидности запрещается.
Государством данным Законом (ст. 19) установлены определенные преференции, в том числе при трудоустройстве, согласно которой для предприятий, учреждений, организаций, физических лиц, использующих наемный труд, устанавливается норматив рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью в размере четырех процентов среднесписочной численности штатных работников учетного состава за год, а если работает от 8 до 25 человек, — в количестве одного рабочего места.
При этом работодатели обязаны самостоятельно рассчитывать количество рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью в соответствии с вышеуказанным нормативом, и обеспечивать трудоустройство лиц с инвалидностью. Казалось бы, вполне четкая норма закона, не предполагающая двузначного толкования. Однако, в соответствии со ст. 18 данного Закона, обеспечение прав лиц с инвалидностью на трудоустройство и оплачиваемую работу, в том числе с условием выполнении работы на дому, осуществляется путем их непосредственного обращение к предприятиям, учреждениям, организациям или в государственную службу занятости. Таким образом, законодательство не предусматривает прямой обязанности работодателей самостоятельно искать инвалидов, которых они обязаны у себя трудоустроить.
Работодатели, согласно данной статье Закона, обязаны выделять и создавать рабочие места для трудоустройства лиц с инвалидностью и предоставлять государственной службе занятости информацию, необходимую для организации трудоустройства лиц с инвалидностью. То есть организация трудоустройства инвалидов возложена не на работодателей, а непосредственно на государственную службу занятости.
Работодатели, у которых среднесписочная численность работающих лиц с инвалидностью меньше, чем установлено нормативом, предусмотренным Законом, ежегодно уплачивают соответствующим отделениям Фонда социальной защиты инвалидов административно-хозяйственные санкции, сумма которых определяется в размере средней годовой заработной платы на соответствующем предприятии, в учреждении, организации, у физического лица, которое использует наемный труд, за каждое рабочее место, предназначенное для трудоустройства лица с инвалидностью и не занятое лицом с инвалидностью.
Для работодателей, у которых работает от 8 до 15 человек, размер административно-хозяйственных санкций за рабочее место, предназначенное для трудоустройства лица с инвалидностью и не занятое лицом с инвалидностью, определяется в размере половины средней годовой заработной платы на соответствующем предприятии, в учреждении, организации, у физического лица, которое использует наемный труд.
Пользуясь размытостью норм законодательства о трудоустройстве инвалидов, предполагающего их неоднозначное толкование, областные отделения Фонда социальной защиты инвалидов часто необоснованно накладывают на субъектов хозяйствования административно-хозяйственные санкции за якобы невыполнения требований закона.
Судебная практика Верховного Суда в этом вопросе исходит из того, что обязанность по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленным в Законе нормативом возлагается как на работодателей, так и на государственную службу занятости. Такая позиция изложена, например, в постановлении Верховного Суда от 26 сентября 2018 года по делу № 803/534/17 (К/9901/37435/18), размещенного на портале Судебной власти по адресу: ссылка на постановление http://reyestr.court.gov.ua/Review/76798301.
Так, Верховный Суд в своей оценке обстоятельств дела указал, что ответчиком – обществом с ограниченной ответственностью были приняты зависящие от него предусмотренные законодательством меры по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленным нормативом и информирование центра занятости о наличии вакансий путем представления отчетов по форме 3-ПН. Отказов со стороны работодателя в трудоустройстве направленных инвалидов установлено не было. Кроме того, ответчиком в течение 2016 подавались объявления в СМИ о приглашении инвалидов на работу, что свидетельствует о принятии ответчиком дополнительных мер, направленных на создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов и недопущения правонарушений в сфере хозяйствования.
В результате Верховный Суд пришел к выводу, что доказательства того, что ответчик создавал препятствия для трудоустройства инвалидов или совершал другие действия или бездействие, которые бы указывали на субъективное невыполнение норматива рабочих мест для обеспечения трудоустройства, в материалах дела отсутствуют. Кассационная жалоба областного отделения Фонда социальной защиты инвалидов на решения судов первой и апелляционной инстанций была оставлена без удовлетворения.
В связи с вышеизложенным, для избежания лишних тяжб и финансовых потерь, субъектам предпринимательской деятельности рекомендуется не пренебрегать требованиями законодательства о трудоустройстве инвалидов, но при этом не бояться отстаивать свои права при необоснованном возложении на них штрафных санкций, используя благоприятную для них судебную практику.
Беседков Александр
юрист в АО «КФ«ДОМИНАНТА»
Другие публикации
4 ноября 2018 года блокбастер под названием «Маски-шоу стоп» авторства Кабинета министров Украины и лично господина Гройсмана В.Б. получил свое логическое продолжение. Изначально законопроект №8490 был инициирован с целью устранить недостатки первого закона и предусматривал, в том числе, возможность привлечения следователя/прокурора к ответственности в случае вынесения следственным судьёй решения об отмене их решения либо признании бездеятельности противоправной.
Конституция Украины закрепляет как неотъемлемое и незыблемое право каждого человека на охрану здоровья. Однако, очень часто о правах пациента и обязанностях медицинского работника мы задумываемся только когда речь уже идет о причинении какого-либо вреда пациенту, а поэтому именно на ответственности в медицинской сфере мы сегодня и остановим внимание.
В новом законе об ООО значительно изменился подход к исключению участника из общества. Не так давно еще действующие нормы Гражданского кодекса Украины и ЗУ «О хозяйственных обществах» предусматривали такое основание для исключения, как систематическое невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей участников, а также создание препятствий своими действиями к достижению общих целей общества.