Прежде чем перейти к алгоритму борьбы с незаконным/самовольным строительство, стоит разобраться что им является и как в свою очередь должно осуществляться законное строительство.
Согласно Закону Украины «О регулировании градостроительной деятельности» лицо имеет право приступить к выполнению работ по строительству либо реконструкции только после регистрации уведомления о начале строительных работ или получения разрешения на строительство в зависимости от сложности объекта недвижимости. В свою очередь указанные документы невозможно получить без надлежащего оформления прав на земельный участок, получения кадастрового номера и внесения сведений об участке в Государственный земельный кадастр. Если земельный участок, на котором осуществляются строительные работы, не внесен в Государственный земельный кадастр (не указан в публичной кадастровой карте по ссылке http://map.land.gov.ua/kadastrova-karta), это может свидетельствовать об отсутствии у заказчика строительства надлежащих образом оформленных прав на землю.
В соответствии со ст. 376 ГК Украины понятие самовольного строительства определяется по совокупности его основных признаков, которые выступают основаниями для отнесения объекта к самовольно строящемуся или уже построенному. Ими являются:
1) строительство на земельном участке, не отведенном в установленном порядке для этой цели;
2) построенной без надлежащего разрешения или должным образом утвержденного проекта;
3) построенной с существенными нарушениями строительных норм и правил.
Если объект строительства соответствует даже одному из указанных признаков, то он является самовольным и его сооружение нарушает требование законодательства.
В случае нарушения Ваших прав объектом самовольного строительства прежде всего рекомендую обратится с заявлением в органы архитектурно – строительного контроля с просьбой провести внеплановую проверку объекта строительства. Именно этот орган является профильным в строительстве. К его компетенции относится проверка соблюдение требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, проектной документации, строительных норм, стандартов при строительстве указанного объекта. В случае выявления нарушений заказчику строительства будет выписан штраф вместе с предписанием о прекращении строительных работ и приведения объекта строительства в исходный вид, а в случае невыполнения требований – дело может дойти до суда, в котором органы архитектурного строительного контроля выдвинут требования о сносе самовольно построенного объекта.
Для комплексного воздействия на нарушителя и в случае наличия объективной информации об отсутствии прав заказчика строительства на земельный участок, то есть в случае самовольного захвата земли, — можно обратится в правоохранительные органы с заявлением о совершении уголовного преступления по ст. 197-1 Уголовного кодекса Украины (самовольное использование земельного участка и самовольное строительство). Правоохранительный органы обязаны зарегистрировать такое заявление и начать по нему расследование.
Также, при отсутствии прав строителя на землю стоит обратиться в органы исполнительной власти, которые распоряжаются земельными участками. Ими являются сельские, поселковые, городские советы (если речь идет о земельных участках в пределах населенных пунктов). В заявлении просим проверить законность использования земельного участка и в случае выявления нарушений – принять все необходимые меры касательно прекращения самовольного использования земли.
Не стоит забывать и о СМИ. К незаконному строительству необходимо привлечь как можно больше внимания общественности и обеспечить дополнительный контроль. В таком случае должностные лица будут просто вынуждены принять меры и наказать недобросовестного застройщика.
Но нередки случаи, когда все предпринятые шаги не приносят желаемого результата и многочисленные обращения остаются нерассмотренными. Из такой ситуации выход — обращение в суд.
Так, по общему правилу право на подачу в суд иска о сносе или перестройке самовольно построенного объекта недвижимости имеют органы государственной власти и органы местного самоуправления. С подобным иском в суд имеют право обратится и граждане в случае, если они докажут нарушение их прав незаконным строительством. Например, ими могут быть нарушены правила пожарной безопасности, повреждение в результате незаконного строительства стен здания, принадлежащего заявителю, нарушение требований по инсоляции и т.д. В таком случае есть значительные шансы наказать недобросовестного застройщика, обязав его прекратить самовольное строительство и вернуть объект недвижимости в исходное состояние. Также возможно добиться и компенсации морального ущерба.
Самовольное строительство несет в себе определенные риски, поскольку осуществляется с нарушением установленных государством правил и норм проведения строительных работ, приводит к нерациональной застройки населенных пунктов, нарушения прав как отдельных граждан, так и территориальной громады в целом, а также может повлечь за собой различные катастрофы на самовольно построенном объекте.
Игорь Козак
юрист АО «КФ «ДОМИНАНТА»
Другие публикации
30 мая 2018 Кабинет Министров Украины утвердил государственную социальную программу "Национальный план действий по реализации Конвенции ООН о правах ребенка" одним из мероприятий реализации данной программы стала инициатива по обеспечению прохождения молодоженами медицинского обследования на TORCH-инфекций. В погоне за яркостью заголовков средства массовой информации не особо вдаваясь в детали подхватили новость и сообщили и об изменении порядка регистрации браков и об обязательном характере обследований, однако большинство из таких громких публикаций была осуществлена по принципу «чув дзвін та не знаю де він» и не соответствовали действительности.
В Украине еще в 2013 году ввели комендантское время для детей и запретили им находиться в развлекательных заведениях и заведениях общественного питания с 22:00 до 6:00 без сопровождения одного из родителей либо других лиц, которые за них несут персональную ответственность.
Статья 43 Основного закона предусматривает право каждого на труд. Условия его реализации в зависимости от некоторых особенностей значительным образом отличаются. На начальном этапе реализации права на труд, сотрудник и работодатель оказываются перед выбором: устанавливать испытательный срок либо миновать этот этап. К испытательному сроку все относятся по-разному: одни в нем видят прихоть работодателя и определенное предвзятое отношение к себе, другие же рассматривают в нем возможность продемонстрировать все свои профессиональные качества и способности