Продолжаем разбирать Закон о валюте: ретроспективная ответственность

13.05.2019

С 07.02.2019г. в Украине действуют новые правила осуществления валютных операций, установленные Законом Украины «О валюте и валютных операциях» (далее – Закон о валюте), согласно которым снимаются все ограничения на валютные операции, кроме двух: обязательности расчетов на территории Украины в национальной валюте – гривне, кроме случаев, прямо установленных законом, и письменном декларировании наличной валюты в сумме, равной или превышающей эквивалент 10 тыс. евро, при ее провозе через границу. Все остальные ограничения могут устанавливаться Нацбанком только временно и только при нестабильной финансовой ситуации в Украине (что он и сделал на период до 07.08.2019г. – о них шла речь в предыдущих статьях) либо такие ограничения связаны с борьбой с отмыванием средств, полученных преступным путем или используемых для финансирования терроризма.С 07.02.2019г. в Украине действуют новые правила осуществления валютных операций, установленные Законом Украины «О валюте и валютных операциях» (далее – Закон о валюте), согласно которым снимаются все ограничения на валютные операции, кроме двух: обязательности расчетов на территории Украины в национальной валюте – гривне, кроме случаев, прямо установленных законом, и письменном декларировании наличной валюты в сумме, равной или превышающей эквивалент 10 тыс. евро, при ее провозе через границу. Все остальные ограничения могут устанавливаться Нацбанком только временно и только при нестабильной финансовой ситуации в Украине (что он и сделал на период до 07.08.2019г. – о них шла речь в предыдущих статьях) либо такие ограничения связаны с борьбой с отмыванием средств, полученных преступным путем или используемых для финансирования терроризма.

Продолжаем разбирать Закон о валюте: ретроспективная ответственность

Одновременно возникает вопрос, что же делать в ситуации, когда та или иная операция с валютой уже не является нарушением по новому закону, но начало такой операции или ее полное завершение относится к периоду, когда новый закон еще не вступил в силу. Будет ли в этом случае нести ответственность за валютные нарушения субъект хозяйствования или гражданин?

Исходя из смысла статьи 58 Конституции Украины, которая предусматривает обратное действие нормативно-правовых актов, смягчающих или отменяющих ответственность лица, и которая является нормой прямого действия, такие лица должны быть освобождены от ответственности.

Но законодатель по-иному урегулировал данный вопрос специальной нормой в Законе о валюте.

Так, согласно ч. 8 ст.16 Закона, субъекты валютных операций, которые до дня введения в действие данного Закона нарушили требования Декрета Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля», Указа Президента Украины от 27 июня 1999 года № 734/99 «Об урегулировании порядка получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и применения штрафных санкций за нарушение валютного законодательства » и (или) нормативно-правовые акты Национального банка Украины по вопросам валютного регулирования и контроля, несут ответственность, предусмотренную законодательством Украины, действовавшему на день совершения таких нарушений.

Основываясь на данной норме, за нарушения, совершенные до введения в действие Закона о валюте, например за открытие счета в иностранном банке без индивидуальной лицензии либо за невыполнение требований по декларированию валютных ценностей, к лицам, их совершившим, будут применяться соответствующие финансовые и административные санкции.

Однако данная норма Закона о валюте явно противоречит нормам Конституции Украины, а именно уже упоминавшейся выше ст. 58, которая не устанавливает никаких исключений в ее применении. Таким образом, при применении таких штрафных санкций к субъекту хозяйствования или гражданину, они имеют право обжаловать наложение данных штрафных санкций, ссылаясь на неконституционность нормы, которая устанавливает ретроспективное применение ответственности.

В случае же, если не удастся добиться справедливости в судах общей юрисдикции, остается обращаться в Конституционный Суд Украины. Тут есть два способа, предусмотренных Законом Украины «О Конституционном Суде Украины». Первый – обратиться к субъектам права на конституционное представление, среди которых Президент Украины и народные депутаты Украины, с тем, чтобы они подали в Конституционный Суд Украины письменное ходатайство о признании норм, содержащихся в ч. 8 ст.16 Закона о валюте неконституционными. Второй – обратиться самим с конституционной жалобой.

Такую возможность дает ст. 55 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины». Согласно ей, конституционной жалобой является письменное ходатайство о проверке на соответствие Конституции Украины (конституционности) Закона Украины (его отдельных положений), которые были применены в конечном судебном решении по делу субъекта права на конституционную жалобу.

Какой вариант защиты своих прав вы изберете, зависит от ваших возможностей и желания их защищать. В любом случае рекомендуется проявить настойчивость и отстоять свою правоту – для этого есть все законные основания.

 

Другие публикации

0 0 vote
Рейтинг
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments