Ситуация изменилась с подписанием Президентом нашумевшего законопроекта 1210, который 21 мая 2020 года стал законом №466-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве». Итак, давайте рассмотрим, что же изменилось для украинских акционеров иностранных компаний.
Что такое контролируемая иностранная компания.
КИК признается любое юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, которое находится под контролем резидента Украины — физического лица или компании. Особое внимание в законе уделено фондам и трастам. Последние несмотря на отсутствие статуса юридического лица также приравниваются к контролируемым иностранным компаниям.
Кто признаётся контролёром.
Любое физическое или юридическое лицо резидент Украины, которое прямо или опосредованно владеет:
- долей в КИК более 50% или
- долей в КИК более 10% при условии, что несколько других резидентов Украины владеют долями в КИК, которые в совокупности более 50%, или
- отдельно или с другими аффилированными резидентами Украины совершает фактический контроль над КИК.
В этом вопросе законодатели опять уделили особое внимание учредителям и бенефициарам фондов и трастов приравняв их к контролёрам КИК за исключением некоторых видов дискреционных безотзывных фондов.
Какие налоги нужно платить.
Налогом облагается скорректированная прибыль КИК на конец отчётного периода (как правило год) пропорционально доле контролера в компании. Размер прибыли определяется по данным неконсолидированной финансовой отчетности КИК и в случае если в стране резиденции компании составление такой отчетности необязательно, ее все равно придется составить согласно международным стандартам.
Контролёры физические лица платят НДФЛ по ставке 18% и военный сбор 1,5% со своей части прибыли КИК, а для юридических лиц резидентов Украины она увеличивает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций (18%).
Закон предусматривает возможность не платить налоги от прибыли иностранной компании в случае, если совокупный доход контролёра от всех КИК в отчётном периоде не превысил 2 млн. Евро. Думаю, что такой высокий льготный порог связан с желанием уменьшить негативную реакцию бизнеса на нововведения на начальном этапе и в дальнейшем он будет значительно снижен.
Также предусмотрена возможность не платить налоги с прибыли КИК при условии, что Украина подписала соглашение об избежание двойного налогообложения со страной резиденции иностранной компании в следующих случаях:
- если КИК уже платит налог на прибыль по эффективной ставке не меньше налога на прибыль в Украине (18%) или по ставке, которая меньше украинской не более, чем на 5 процентных пунктов. При этом необходимо обратить внимание что речь идёт именно об эффективной ставке, а не номинальной. К примеру, если компания зарегистрирована на Маврикии, где номинальная ставка корпоративного налога составляет 15%, это автоматически не означает освобождение от налогообложения КИК поскольку эффективная ставка (фактическое соотношение уплаченных налогов к доходу) может быть значительно ниже, из-за освобождения от налогообложения целого ряда операций.
- если компания имеет статус активной и часть её пассивных доходов (проценты, дивиденды, роялти) не превышает 50% от общей суммы доходов.
Отчётность.
Контролирующие лица подают отчет о КИК одновременно с подачей годовой декларации про доходы физических лиц либо декларации о прибыли предприятий за соответствующий календарный год. К отчету в обязательном порядке прилагаются заверенные надлежащим образом копии финансовой отчетности.
Ответственность.
За нарушение требований о подаче отчётности предусмотрены существенные штрафные санкции. Например, за неподанный отчёт о КИК нарушителя ждёт штраф в размере 100 прожиточных минимумов (210 200 грн.). Несообщение в налоговый орган о факте приобретения или продажи акций иностранной компании будет стоить 300 прожиточных минимумов (630 600 грн.)
Изменения Налогового кодекса, касающиеся контролируемых иностранных компаний, вступают в силу с 1 января 2021 года. Фактически законодатели дали возможность контролёрам КИК за 2020 год определится с их дальнейшей судьбой. Положения закона содержат элементы амнистии капитала позволяя без налоговых последствий до 31 декабря 2020 года (а в отдельных случаях и до конца 2021 года) ликвидировать иностранную компанию и распределить в свою пользу все принадлежащие ей активы. Думаю, что на столь радикальный шаг решаться немногие украинцы поскольку, во-первых, подход законодателя к амнистии капиталов, в рамках закона о КИК, носит несистемный характер и не содержит чётких гарантий защиты для лиц при декларировании ими всех активов, полученных в результате ликвидации иностранных компаний. Во-вторых, Украина всё еще не присоединилась к международному обмену информацией в рамках CRS (Common Reporting Standard). Этот стандарт подразумевает автоматический обмен между странами информацией о банковских счетах, которые принадлежат их налоговым резидентам один раз в год. Без CRS возможности налоговых органов выявить незадекларированные украинцами иностранные компании будут весьма ограничены, а реальные сроки внедрения стандарта все еще весьма туманны. Скорее всего Украина как минимум до конца 2022 года будет оставаться в компании нескольких десятков стран африканского континента, которые все еще не присоединились к автоматическому обмену.
С другой стороны, внедрение института КИК это четкий месседж для украинцев что эпоха неконтролируемого использования иностранных структур в качестве личных «кошельков» или составляющих схем налоговой оптимизации подходит к концу и уже сегодня каждый акционер должен решить для себя насколько оправдано дальнейшее использование иностранных компаний в своей деятельности.
Другие публикации
За коронавірусною панікою та карантином можна легко пропустити важливі зміни, які відбуваються в українському законодавстві. Так, серед іншого наразі вступає в активну фазу реалізація реформи сфери містобудування.
Скрутний стан економіки України, наслідки карантину, несприятливі погодні умови для аграріїв на сьогодні ставлять підприємства під загрозу банкрутства та повного припинення їх діяльності.
На тлі карантинних обмежень мережею ширяться «жахалки» про те що, з 28 квітня банки почнуть блокувати рахунки тих клієнтів, які не доведуть законність походження коштів на суму понад 5 тисяч гривень.
Як то кажуть, диму без вогню не буває, але чи все те правда, що пишуть в мережі? Ми вирішили прокоментувати дані нововведення.