ВНЕДРЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ (КИК) В УКРАИНЕ.

01.06.2020

Думаю у всех, кто читал книгу-расследование «Прачечная» (Laundromat) пулитцеровского лауреата Джейка Бернштейна, осталось впечатление что от нас ушла целая эпоха и миру офшорной секретности пришёл конец. Но Украина долгие годы оставалась в стороне он мировых тенденций борьбы с агрессивным международным налоговым планированием и внедрения планов BEPS.

ВНЕДРЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ (КИК) В УКРАИНЕ.Ситуация изменилась с подписанием Президентом нашумевшего законопроекта 1210, который 21 мая 2020 года стал законом №466-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве». Итак, давайте рассмотрим, что же изменилось для украинских акционеров иностранных компаний.

Что такое контролируемая иностранная компания.

КИК признается любое юридическое лицо, зарегистрированное в иностранном государстве, которое находится под контролем резидента Украины — физического лица или компании. Особое внимание в законе уделено фондам и трастам. Последние несмотря на отсутствие статуса юридического лица также приравниваются к контролируемым иностранным компаниям.

Кто признаётся контролёром.

Любое физическое или юридическое лицо резидент Украины, которое прямо или опосредованно владеет:

  • долей в КИК более 50% или
  • долей в КИК более 10% при условии, что несколько других резидентов Украины владеют долями в КИК, которые в совокупности более 50%, или
  • отдельно или с другими аффилированными резидентами Украины совершает фактический контроль над КИК.

В этом вопросе законодатели опять уделили особое внимание учредителям и бенефициарам фондов и трастов приравняв их к контролёрам КИК за исключением некоторых видов дискреционных безотзывных фондов.

Какие налоги нужно платить.

Налогом облагается скорректированная прибыль КИК на конец отчётного периода (как правило год) пропорционально доле контролера в компании. Размер прибыли определяется по данным неконсолидированной финансовой отчетности КИК и в случае если в стране резиденции компании составление такой отчетности необязательно, ее все равно придется составить согласно международным стандартам.

Контролёры физические лица платят НДФЛ по ставке 18% и военный сбор 1,5% со своей части прибыли КИК, а для юридических лиц резидентов Украины она увеличивает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций (18%).

Закон предусматривает возможность не платить налоги от прибыли иностранной компании в случае, если совокупный доход контролёра от всех КИК в отчётном периоде не превысил 2 млн. Евро. Думаю, что такой высокий льготный порог связан с желанием уменьшить негативную реакцию бизнеса на нововведения на начальном этапе и в дальнейшем он будет значительно снижен.

Также предусмотрена возможность не платить налоги с прибыли КИК при условии, что Украина подписала соглашение об избежание двойного налогообложения со страной резиденции иностранной компании в следующих случаях:

  • если КИК уже платит налог на прибыль по эффективной ставке не меньше налога на прибыль в Украине (18%) или по ставке, которая меньше украинской не более, чем на 5 процентных пунктов. При этом необходимо обратить внимание что речь идёт именно об эффективной ставке, а не номинальной. К примеру, если компания зарегистрирована на Маврикии, где номинальная ставка корпоративного налога составляет 15%, это автоматически не означает освобождение от налогообложения КИК поскольку эффективная ставка (фактическое соотношение уплаченных налогов к доходу) может быть значительно ниже, из-за освобождения от налогообложения целого ряда операций.
  • если компания имеет статус активной и часть её пассивных доходов (проценты, дивиденды, роялти) не превышает 50% от общей суммы доходов.

Отчётность.

Контролирующие лица подают отчет о КИК одновременно с подачей годовой декларации про доходы физических лиц либо декларации о прибыли предприятий за соответствующий календарный год. К отчету в обязательном порядке прилагаются заверенные надлежащим образом копии финансовой отчетности.

Ответственность.

За нарушение требований о подаче отчётности предусмотрены существенные штрафные санкции. Например, за неподанный отчёт о КИК нарушителя ждёт штраф в размере 100 прожиточных минимумов (210 200 грн.). Несообщение в налоговый орган о факте приобретения или продажи акций иностранной компании будет стоить 300 прожиточных минимумов (630 600 грн.)

Изменения Налогового кодекса, касающиеся контролируемых иностранных компаний, вступают в силу с 1 января 2021 года. Фактически законодатели дали возможность контролёрам КИК за 2020 год определится с их дальнейшей судьбой. Положения закона содержат элементы амнистии капитала позволяя без налоговых последствий до 31 декабря 2020 года (а в отдельных случаях и до конца 2021 года) ликвидировать иностранную компанию и распределить в свою пользу все принадлежащие ей активы.  Думаю, что на столь радикальный шаг решаться немногие украинцы поскольку, во-первых, подход законодателя к амнистии капиталов, в рамках закона о КИК, носит несистемный характер и не содержит чётких гарантий защиты для лиц при декларировании ими всех активов, полученных в результате ликвидации иностранных компаний. Во-вторых, Украина всё еще не присоединилась к международному обмену информацией в рамках CRS (Common Reporting Standard). Этот стандарт подразумевает автоматический обмен между странами информацией о банковских счетах, которые принадлежат их налоговым резидентам один раз в год. Без CRS возможности налоговых органов выявить незадекларированные украинцами иностранные компании будут весьма ограничены, а реальные сроки внедрения стандарта все еще весьма туманны. Скорее всего Украина как минимум до конца 2022 года будет оставаться в компании нескольких десятков стран африканского континента, которые все еще не присоединились к автоматическому обмену.

С другой стороны, внедрение института КИК это четкий месседж для украинцев что эпоха неконтролируемого использования иностранных структур в качестве личных «кошельков» или составляющих схем налоговой оптимизации подходит к концу и уже сегодня каждый акционер должен решить для себя насколько оправдано дальнейшее использование иностранных компаний в своей деятельности.

 

 

 

Другие публикации

0 0 vote
Рейтинг
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии