Второе пришествие и «Каста проклятых»?

13.09.2019

11 сентября Верховная Рада 316 голосами приняла пакет поправок к законам по вопросу конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или органов местного самоуправления. Изучение публикаций в СМИ по этому поводу выявило ряд неточностей в толковании журналистами законопроекта, поэтому мы решили подготовить юридический анализ документа. Тем более что с учётом уникальности нового парламента, принимающего все что спускают из Офиса Президента, вероятность изменений в нём во втором чтении минимальна.

Второе пришествие и «Каста проклятых»?Суть законопроекта заключается не только в возврате уголовной ответственности за незаконное обогащение с наказанием от 5 до 10 лет лишения свободы, но и введении института гражданской конфискации необоснованных активов чиновника, членов его семьи и других лиц. Далее коротко о главном. Под действие закона подпадают: 

  1. все гос. служащие высших эшелонов власти, все правоохранители, судьи и чиновники местного самоуправления, а также все, кто указан п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона Украины «О предотвращении коррупции».
  2. иные физические или юридические лица, которые приобрели имущество за счет или по указанию чиновников.

Как это работает

При выявлении имущества у чиновника или других лиц по указанию или за деньги которого они приобрели имущество разница между законными доходами которого и этим имуществом в 500 и более раз превышает прожиточный минимум доходов граждан (в понятных цифрах с 1 декабря 2019 года это чуть больше 1 миллиона гривен) и не предоставлении чиновником или этими лицами подтверждения законности источников  происхождения доходов на приобретения такого имущества, последнее подлежит изъятию в доход государства.  С момента вступления в силу решения об изъятии в доход государства необоснованно приобретённого имущества, чиновник подлежит увольнению.

Если разница между доходом чиновника и приобретенным имуществом превышает 15 000 необлагаемых минимумов что на сегодняшний день составляет порядка 14,5 млн. гривен наступает уголовная ответственность с последующей конфискацией или спец. конфискацией такого имущества и наказанием в виде лишения свободы от 5 до 10 лет.

Важно, что иск о признании необоснованными активов и их взыскании в доход государства может быть предъявлен в отношении любого имущества, приобретенного в течение четырёх лет до дня вступления в силу закона. Таким образом, закон имеет обратную силу и наработанные ранее НАБУ материалы о незаконном обогащении, которые были заблокированы решением Конституционного суда, могут быть использованы в новых процессах по конфискации активов чиновников всех рангов.

Уполномоченным судом по рассмотрению коррупционных вопросов в том числе и гражданско-правового изъятия в доход государства необоснованных активов будет антикоррупционный суд.

Бремя доказывания.

Процесс доказывания несоответствия стоимости выявленных активов доходам чиновника для прокуратуры и НАБУ будет несложным, поскольку вина чиновника законопроектом презюмируется и именно ему придётся в суде доказывать законность происхождения доходов, за счет которых он приобрел имущество или это имущество изымут в доход государства.

В целом для всех очевидно, чем вызваны такие кардинальные меры по борьбе с коррупцией. Её уровень в нашей стране один из самых высоких в мире и безусловно с этим нужно бороться. Но главное, чтоб описанные инструменты по борьбе с коррупцией сами не превратились в очередную коррупцию и расправу с неугодными. Не понятно как именно будет доказывается что имущество третьих лиц как физических, так и юридических принадлежит чиновнику или покупалось за его деньги. Не станет ли предложенный закон инструментом для манипуляций и способом давления на граждан, которые не смогут подтвердить источник происхождения своих доходов, а у нас таких большинство. Соответственно родство или даже знакомство с чиновником может поставить под удар ваше личное имущество, если прокуратура решит, что он имеет к нему какое-то отношение!

Думаю, нас ждут громкие скандальные дела, которые дойдут до Европейского суда по правам человека, где Украина по числу поданных против страны исков уже традиционно занимает лидирующие позиции.

Другие публикации